Главная - Аэропорты
Карта Истаравшана подробная — улицы, номера домов. Ура-Тюбе: отели, цены Подробнее об улицах Истаравшана на карте

География

Истаравшан расположен на высоте около 1178 метров над уровнем моря. Климат мягкий, зима - многоснежная, лето жаркое, сухое. Население города составляет 235 тыс. человек. Из них в городе живут более 70 тыс., а в сельской местности - 165 тыс. человек.

Территориальная площадь Истаравшана составляет 183009 гектаров. На севере и западе административный район граничит с Узбекистаном , на востоке - с Ганчинским районом , на юго-востоке граница проходит маленьким клином к Киргизии , а на юге - с Шахристанским районом Таджикистана.

История

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана. История города насчитывает более 2500 лет. В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлененно-треугольная по очертанию пластина из чёрного полотна сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет стотысячелетнию давность.

По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI - IV вв. до н. э. в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа. Столицей Уструшаны был самый крупный город области - Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещался в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.

Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у историка Абдураззака Самарканди ( -). В его труде «Матла" ас-саъдайн ва мажма" ал-бахрайн » [«Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей»] описываются события - гг. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз . В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент , Ходжент и Джизак , укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику.

В городе расположена штаб-квартира крупнейшего в Таджикистане производителя продуктов питания «Элита Истаравшан» .

В 2011 году здесь открылся музей внутри дерева, в котором ранее находились школа, изба-читальня и небольшая маслобойня .

Знаменитые люди

  • Наби Махмаджанович Акрамов - Герой Советского Союза.
  • Ахрор Мухтарович Мухтаров - таджикский учёный-историк, действительный член Академии наук Таджикистана.
  • Бабаджанов Пулод Бабаджанович - таджикский ученый-астрофизик, академик.
Мирсаидов Ульмас Мирсаидович - таджикский ученый - химик, академик. Атаханова Хуршеда -таджикский ученый филолог, академик. Маруфов Рахим - таджикский ученый физик. Саидали Мамур - таджикский поэт.

Достопримечательности

В Истаравшане действует необычный этнографический музей, десятки экспонатов которого хранятся в дупле здешней достопримечательности - реликтовой красавицы чинары (платана), прозванной местными жителями "деревом-садом".

Почти полтора века назад в дупле чинары располагалась первая туземная школа, в которой могли разместиться не менее 15 учеников. В первые годы советской власти дупло оборудовали под "красную читальню", а потом некоторое время здесь располагалась небольшая маслобойня, пока наконец, местные защитники реликвий не взяли эту чинару и еще пять ее младших "сестриц" но тоже солидных возрастом, под охрану.

Города-побратимы

На почтовых марках

Примечания

Ссылки

Истаравшан (Ура-тюбе ) - один из древнейших городов-государств на территории Средней Азии . Лежит на высоте 1000 метров над уровнем моря, в предгорьях Туркестанского хребта , северной части Таджикистан а , что в 78 км от областного центра, города Худжанд а .

Современный город занимает площадь в 183009 гектар и имеет население около 180 тыс. человек. Однако, в городе проживает немногим более 50 тыс., а остальные 130 тыс. - жители окрестных деревень и сельской местности.

Климат региона достаточно мягкий - зима не суровая, с большим количеством снега, лето жаркое без осадков.

Согласно историческим данным древний город на этом месте был основан в VI в до н.э. Киром - Курушем из династии Ахменидов , и получил название Кирополь или Курушкада .

Ко времени завоевания Средней Азии Александром Македонским , Курушкада был высокоразвитым и хорошо укрепленным, а его подступы обороняло 18 тыс. человек. Великому полководцу пришлось идти на хитрость, чтобы овладеть неприступной крепостью.

Однако покоренный город не желал смириться, и был разрушен Александром за регулярные смуты и заговоры против императора.

Позднее ко II веку до н.э. город разросся и превратился в достаточно сильное государство - Уструшану , которое занимало территорию, соответствующую современным районам Истаравшана Нау , Дж. Расуловского , Айнинского , Ганчинского и Горной Матче , Согдийской области Таджикистан а . А так же Хавасту , Замину , Джизаху , Фаришу Самарканд ской области Узбекистан а и Лайлакскму району Ош ской области Кыргызстан а .

Столицей государства был определен город Бунджикат , который и стал прародителем современного Истаравшана .

Во времена Арабского Халифата Истаравшан был одной из арабских провинций, затем претерпел бурное развитие в годы правления династии Саманидов - родоначальников таджикской нации, в XIII веке его разрушили монголы, и лишь в XV веке, в пору правления Тимуридов город вновь расцвел и получил новое название Ура-Тюбе .

В XVIII веке, здесь образовалось самостоятельное феодальное владение, которое к XIX веку было поделено между Бухарским и Коканд ским ханствами .

2 октября 1886г после восьмидневной осады крепость Ура-Тюбе пала под натиском войск российской царской армии.
В ноябре 2000 года городу было возвращено историческое название - Истаравшан .

Сегодняшний Истаравшан экономически развитый, современный город. Основными источниками финансовых вливаний здесь являются пищевая и легкая промышленность. Фруктоперерабатывающая и винодельческая отрасли являются самыми передовыми в стране.

Жители города исстари славились как непревзойденные мастера-ремесленники. Ткани, обувь, посуда, ножи, украшенные резьбой, а так же художественная вышивка - всегда высоко ценились у соседей, да и далеко за пределами края. Вот и современный город давно стал центром оптовой торговли, здесь поддерживают тесные коммерческие связи не только с государствами Средней Азии , но и Ближнего Востока .

До наших дней в Истаравшане сохранилось огромное количество памятников старины, как яркое свидетельство бурного исторического прошлого прекрасного города. Особо хочется отметить подлинные архитектурные и исторические сокровища, такие как городище Мугтеппа , крепость Ках-каха , медресе Кок-Гумбаз , мавзолей Боботаго , Хазрати Шох , Чоргумбаз , Ансамбль Сари Маэор и др.

Достопримечательности Ура-Тюбе

Медресе Кок-Гумбаз

Кок-Гумбаз («Голубой Купол») - медресе XVI века построенное по инициативе Султана Абдулатифа, сына знаменитого ученого и философа - Улугбека (внук Амира Тимура). По одной из легенд, Абдулатиф поссорившись с отцом, покинул дворец и напросился к старику-дехканину рыть арык за 100 тенге. Узнав об этом Улугбек, потребовал отдать ему заработанные деньги, однако не наказал сына, а добавил …

Мавзолей Хазрати Шох

Одно из трех культовых зданий, составляющих архитектурный комплекс «Хазрати Шох», двумя другими, являются: мечеть Хазрати Шох и мавзолей Худоёра Ваълами. Сегодня все три здания стоят полукругом и образуют красивую площадь. Однако мало кто знает, что у каждого из них своя история, свое время постройки и свое предназначение. Раньше в комплекс входили еще медресе и городское кладбище. По …

Ура-Тюбе Ура́-Тюбе́

город в Таджикистане, в 45 км от железнодорожного узла Хаваст. 47,7 тыс. жителей (1991). Консервный завод, трикотажная фабрика и др. Художественные ремёсла (резьба по дереву, вышивка, набойка). Историко-краеведческий музей. Известен с XV в. Архитектурные памятники: мечеть Кок-Гумбез (первая половина XVI в., перестроена в XVII в.), культовый ансамбль Сари-Мазар (XVI-XIX вв.) и др.

УРА-ТЮБЕ

УРА́-ТЮБЕ́, город в Таджикистане, Согдийская область (см. СОГДИЙСКАЯ ОБЛАСТЬ) , в 45 км от железнодорожного узла Хаваст. Население 49,4 тыс человек (2004). Консервный завод, трикотажная фабрика. Историко-краеведческий музей. Известен с 15 в. Архитектурный памятник: мечеть Кок-Гумбез (1-я пол. 16 в., перестроена в 17 в.), культовый ансамбль Сари-Мазар (16-19 вв.).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Ура-Тюбе" в других словарях:

    Географическая энциклопедия

    - (старотаджикское название Истравшан), город, центр Ура Тюбинского района Ленинабадской области Таджикской ССР. Как Ура Тюбе известен с XV в. Мечеть Абд аль Латифа (Кок Гумбез; первая половина XVI в., в середине XVII в. перестроена в… … Художественная энциклопедия

    Город в Таджикистане, Ленинабадская обл., в 45 км от ж. д. уз. Хаваст. 47,7 тыс. жителей (1991). Консервный завод, трикотажная фабрика и др. Историко краеведческий музей. Известен с 15 в. Архитектурный памятник: мечеть Кок Гумбез (1 я пол. 16 в … Большой Энциклопедический словарь

    Город Истаравшан тадж. Истаравшан Страна ТаджикистанТаджикистан … Википедия

    Город областного подчинения, центр Ура Тюбинского района Ленинабадской обл. Таджикской ССР. Расположен в сев. предгорьях Туркестанского хребта, на автодороге Душанбе – Ташкент, в 45 км к Ю. от ж. д. узла Хаваст, в 73 км к Ю. З. от… …

    Ура-Тюбе - город, Ленинабадская обл., Таджикистан. Селение на месте совр. города существует с VI в., название Ура Тюбе известно с XV в. Начиная с военно геогр. описания 1880 г. название объясняется из тюрк, ора яма, ров и тепе холм, что связывают с… … Топонимический словарь

    Безуездн. г. Ходжентского у.. Самаркандской обл., на горн. речке Аксу, на выс. около 3000 фт., у сев. подошвы зап. оконечности Туркестанского хр., в 70 вер. к ЮЗ от Ходжента: Жит. 20837 (1897), преимущественно таджики и узбеки. Город окружен… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вилояти Ўротеппа Герб … Википедия

    Страна СССР … Википедия

    - (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… … Большая советская энциклопедия

ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ УРА-ТЮБЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обширные собрания таджикских средневековых документов, хранящихся в Гос. Публичной библиотеке им. Фирдоуси в г. Душанбе, а также в Отделе востоковедения и в Институте истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР 1 , до сих пор не изучались и не издавались. Между тем эти документы представляют большую ценность как подлинные исторические источники, освещающие именно те стороны социально-экономической жизни народов Средней Азии, которые пока еще остаются не изученными.

Учитывая первостепенную важность научной публикации этих документов, мы начинаем с издания коллекции, приобретенной нами в 1954 г. в г. Ура-Тюбе у одного из потомков ишанов, занимавших видное положение в феодальном Ура-Тюбинском владении.

В настоящий сборник вошли 47 из этих документов, относящихся к периоду с начала XVII в. до 1866 г., т. е. до присоединения г. Ура-Тюбе к России. В их числе имеются хукм-наме (ханские указы), инайет-наме (жалованные грамоты), письма бухарских ханов на имя удельных правителей, один документ о махре (калыме) и заключении брака, ярлыки о назначении на административные должности и на должность мударриса (преподавателя медресе) и др. Все документы касаются г. Ура-Тюбе и относящейся к нему территории. Они выданы правителями Бухары, Коканда и Ура-Тюбе. В будущем намечено опубликовать еще более 100 документов этой коллекции, представляющих собой васика (купчие) о продаже земли, воды и пр.

Ура-Тюбинский вилайет занимал северную часть территории современного Таджикистана, так называемую Ура-Тюбинскую и Шахристанскую котловины и предгорья Туркестанского хребта.

Столицей Ура-Тюбинского владения был город Ура-Тюбе - один из древнейших городов Средней Азии.

С конца IX в. на протяжении многих столетий область Ура-Тюбе (древняя Усрушана) находилась большей частью в удельном владении правителей Самарканда и Бухары.

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику 2 .

Среди других бекств Ура-Тюбинское владение выделялось своим выгодным географическим положением, размерами территории, которая немногим уступала территории Кокандского ханства, и крупными городами - центрами торговли и ремесла. Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбе не подчинялось ни Кокандскому, ни Бухарскому ханству. Его владетели не только успешно защищались от нападений своих соседей, но и совершали военные походы с целью грабежа и захвата территорий соседних ханств.

Ура-Тюбинское владение имело внешнеполитические связи как со среднеазиатскими ханствами, так и с другими государствами Востока. Правитель Ура-Тюбе Худаяр-диванбеги, вступив в сношения с правителем Афганистана Тимур-шахом (1773-1792), толкнул его на войну с Бухарой 3 . Однако надежды Худаяра-диванбеги на ослабление Бухары не оправдались, война окончилась в 1791 г. поражением Афганистана. В начале XIX в. Ура-Тюбинское владение теряет ряд территорий и становится постоянным яблоком раздора между Бухарским и Кокандским ханствами. Династическая борьба, происходившая внутри узбекского племени юз, владевшего Ура-Тюбе, облегчала захват вилайета соседними ханствами.

За период с начала XIX в. до присоединения к России в октябре 1866 г. в Ура-Тюбе сменилось 17 правителей. Из них только Мухаммад-Рахим-аталыку удалось продержаться у власти 12 лет (1816-1828). Остальные правили недолго: от двух лет до одной недели. Правители Ура-Тюбе, пытаясь утвердить свою самостоятельность, заключали союзы то с одним, то с другим ханом против своих врагов. За этот период на г. Ура-Тюбе было совершено около пятидесяти походов, сопровождавшихся грабежами и угоном населения.

Бесконечные войны и феодальные усобицы, безжалостная эксплуатация крестьян и ремесленников со стороны местных феодалов и пришлых завоевателей привели к упадку сельское хозяйство, ремесло и торговлю. Численность населения сократилась со 100 тыс. до 36,6 тыс.

В результате к середине XIX в. Ура-Тюбе был одним из самых разоренных районов Средней Азии.

По мнению проф. А. А. Семенова, земли амлак и земли хараджи - это два различных вида землевладения 4 . К. Мирзаев ставит между ними знак равенства 5 . При этом, отвергая мнение А. А. Семенова, В. В. Бартольда и некоторых других историков, он ссылается не на первоисточники, а на труды М. Ковалевского и других исследователей - не востоковедов. Приводя документы из архива кушбеги, К. Мирзаев в большинстве случаев не сообщает, к какому времени они относятся, кем выданы и т. п. Документы эти не приводятся им в текстах, и возникают большие сомнения относительно точности их перевода.

На основе имеющихся у нас материалов можно утверждать, что в Ура-Тюбинском владении существовали и земли амлак и земли хараджи. Дальнейшее тщательное изучение исторических источников даст возможность уточнить вопрос, о формах землевладения в феодальных государствах Средней Азии. Публикация земельных актов, относящихся к истории отдельных районов, поможет правильному разрешению этого вопроса.

Основная группа документов, публикуемых в данной работе, касается вопроса о феодальной собственности на землю и на воду в Ура-Тюбинском владении.

Большинство документов относится к частновладельческим землям феодалов, освобожденным от налогов в соответствии с ханскими или эмирскими указами. Этот вид милковых земель назывался милк-и хурр или милк-и халис.

В документах подтверждается право того или иного феодала на владение землей милк-и хурр, но ничего не говорится об образовании милка. Можно предположить, что земли милк-и хурр в Ура-Тюбинском вилайете существовали и ранее освещаемого периода. Документы свидетельствуют об издавна существовавшей практике владения землей на правах милк-и хурр. Так, в декабре 1867 г. 36 милковладельцев Ура-Тюбинского вилайета подали прошение на имя военного Губернатора Сыр-Дарьинской области об освобождении их от уплаты налогов. В этом прошении говорится: «мульки 6 , существующие в Ура-Тюбинском районе, получили свое право 400 лет назад, и с тех пор ни одного мулька не делалось» 7 .

После смерти милковладельца земли и воды обычно переходили к его наследникам. Последние представляли правителю Ура-Тюбинокого вилайета документы на право наследования земли (или воды) милк-и хурр. На основе этих документов правитель выдавал наследнику новый документ, подтверждающий, что земля предков является его милком. Правитель мог издать такой документ, основываясь на словах наследника, если тот был из числа сыновей или ближайших родственников почитаемого ишана.

То, что право на милк-и хурр должно было подтверждаться каждым новым правителем, ясно из ряда публикуемых документов на имя ишана Ходжа Мусы. Так документ, выданный в 1685-86 г. по повелению хана эмиром Мухаммад-Мурадтай-бием, подтверждает право ишана Ходжа Мусы на владение землей в селении Джавкандак (док. № 13). В конце XVII в. тот же ишан получает от другого правителя - Мухаммад-Аллаберди-бия - аналогичный документ, подтверждающий его право на владение имеющимися у него землей и водой в том же селении (док. № 15).

Из остальных документов видно, что такой порядок существовал и в XVIII и в XIX вв. Почти все правители Ура-Тюбе XIX в. выдавали документы на право владения землей и водой милк-и хурр. Это и понятно. Каждый новый правитель хотел заручиться поддержкой влиятельных представителей духовенства и феодалов - основных владельцев милков.

С другой стороны, очевидно, само по себе право собственности на земли и воды милк-и хурр было не абсолютным. Оно зависело от воли правителя, который мог признать или не признать это право за тем или иным лицом.

Некоторые феодалы приобретали милк-и хурр путем покупки. При этом все права прежнего милковладельца переходили к новому, но должны были подтверждаться государем. Так, в документе, выданном бухарским ханом Абдул-азизом в 1672-73 г., все должностные лица и земледельцы Ура-Тюбинского вилайета извещаются о том, что некий Мир Абдулла купил за 500 тенаг участок милковой земли, равный (по площади) шести манам (высеваемых) семян 8 , в местности Мулло Хамза упомянутой области у муллы Ходжа-калана по законному акту. Мир Абдулла, говорится дальше, испросил ханский указ о праве владения этими милковыми землями, на что последовало ханское повеление - признать упомянутую землю собственностью Мир Абдуллы и разрешить ему пользоваться всеми правами милка (док. № 9).

Публикуемые в настоящем сборнике документы дают некоторое представление о крупном феодальном землевладении на территории Ура-Тюбинского вилайета. К числу крупных милковладельцев следует отнести Ходжа Мир Абдуллу, Ходжа Мусу, Ходжа Мухаммад-Салиха, Турахан-ходжу и других, которые владели орошаемыми и неорошаемыми землями, пастбищами, садами и водой в кишлаках Джавкандак, Номингон, Суфи-Ориф, Дах-Манора, Аргу и прочих. Ходжам и ишанам принадлежали не только отдельные участки земли - за ними утверждались целые селения, где ишан-феодал был полновластным хозяином. Так, например, в начале XVIII в. вышеупомянутый ишан Ходжа Муса получает от правителя Акбута-бия селение Номингон, жители которого, согласно указу, должны были вносить причитающиеся с них налоги и подати не государству, а Ходжа Мусе. Кроме того, последний получает административную и судебную власть над жителями селения. В документе говорится, что, «если случится какой-либо проступок со стороны жителей селения, мы оставляем [это] на усмотрение ишана» (док. № 17).

О роли ишанов в управлении Ура-Тюбе свидетельствует также письмо, в котором бухарский хан Убайдулла (1702-1711) извещает ишана Ходжа Мусу о решении назначить кушбеги Акбуту правителем Ура-Тюбе, Ходжента и Чахорса-да и просит Ходжа Мусу сообщать ему о всех событиях, требующих каких-либо ханских распоряжений относительно этого вилайета (док. № 18).

Согласно другому документу, датированному маем 1782 г., некий ишан Ибадулла-ходжа совершает бракосочетание с Малика-бану Аим, дочерью Хатам-бия. При этом жених дает невесте в качестве махра 9 земли и имущество стоимостью 30000 тенег (док. № 24). Из документа ясно, что это лишь часть имущества ишана Ибадулла-ходжи и даже не весь махр, а та его треть, которая являлась условием бракосочетания. По этой части можно представить себе размеры всего имущества. В числе махра упоминается крепость Ак-Су.

В другом документе, датированном 1682-83 т., сообщается о передаче в Собственность ишану Ходжа Мусе селения Джавкандак (док. № 12). Все это еще раз подтверждает, что феодалы в Ура-Тюбе владели целыми селениями.

Земли феодалов милк-и хурр обрабатывались крестьянами - чайрикарами или каранда на условиях издольщины. В письме тридцати шести милковладельцев (см. выше, стр. 6) говорится, что «земли и вода под именем милк-и хурр, которые куплены за большие деньги, отдавались под хлебопашество желающим жителям с условием платить хозяину земли 1/4 часть урожая» 10 .

Из документа, датированного 1253/1837-38 г., мы узнаем, что в местности Дах-Манора 21 чайрикар ишана накиба освобождаются от всех ханских податей (таклиф) (док. № 40) 11 .

Зависимость крестьян от феодалов подтверждается документом, датированным 1839-40 г. В нем хан извещает парваначи Гадай-бая, что его пять семейств и еще шесть киргизских семейств пожалованы некоему Турахан-накибу (док. № 41) 12 .

Из документа, датированного 1682-83 г., явствует, что селение Джавкандак в Ура-Тюбинском владении по неизвестной причине превратилось в груды земли и жители его разбежались. Однако правитель приказывает жителям, вернувшимся в селение, несмотря на бедствие, внести положенное количество зерна мулазимам ишана Ходжа Мусы (док. № 12).

В условиях Ура-Тюбинского вилайета, где нет больших рек, вода имела особо важное значение. Она была необходима для орошения в первую очередь виноградников, которые играли значительную роль в экономике вилайета. Каждая мера 13 или полмеры воды по цене равнялась нескольким танабам 14 плодородной земли. Не случайно, что большинство публикуемых документов касается права на владение водой. Однако везде речь идет лишь о подтверждении прежних прав милковладельцев на пользование водой и об освобождении их от налогов. Возможно, что в XVII-XIX вв. вода уже не жаловалась в милк отдельным лицам.

После смерти милковладельца право пользования водой переходило к его наследнику. Новый указ объявлял арендаторам, кому им следует вносить налоги. Наследники должны были представить правителю указы прежних ханов или же первичный указ о пожаловании воды. Так, в документе, выданном Ялангтуш-бий-аталыком в 1642 г., говорится, что 3 1/2 меры воды, до того времени принадлежавшие мулле Ходжа-арбабу, теперь принадлежат его сыну, Ходжа Бабе, и последний, в подтверждение своих прав, имеет на руках указ Шейбанида Абдулла-хана (1583-1598), и во исполнение повеления последнего эту воду было приказано считать записанной за Ходжа Бабой (док. № 2).

Воду, как и земли, крестьяне получали от ее владельцев на условиях аренды. За пользование милковой водой взималась плата (налоги) натурой или деньгами. В документах не сообщается никаких сведений о количестве вносимой крестьянами платы. Мы узнаем только названия налогов - галлат, харадж, малуджахат, аваризат, ихраджат и т. д.

Несколько документов посвящено взаимоотношениям ханов Бухары с удельными правителями.

Из письма бухарского хана Субханкули от 1693-94 г. на имя Рахим-бия, правителя Ура-Тюбе и Ходжента, видно, что Фазил-бий 15 , Оз-Тимур-бий 16 и Тагма-бий 17 враждовали с Субханкули-ханом. При этом они пытались заручиться поддержкой правителей Хивы и Кувы (док. № 14). В письме Субханкули-хана сообщается, что отец Фазил-бия - Хошика-бий-аталык верно служил бухарским ханам, а Фазил-бий, в противоположность отцу, начал вести борьбу против Бухары. Из этого же письма ясно видна роль джуйбарских шейхов в междоусобных войнах, происходивших между правителями отдельных областей Средней Азии.

Вторая группа публикуемых в настоящем сборнике документов представляет ярлыки о назначении правителей области, кази, мударрисов и т. п.

По имеющимся ярлыкам можно восстановить территорию Ура-Тюбинского владения, а также феодальную иерархию, существовавшую там в период позднего средневековья.

Из ярлыка, выданного Убайдулла-ханом, видно, что в состав Ура-Тюбинского владения в начале XVIII в. входили города Ура-Тюбе, Ходжент и Чахорсада (между Ходжентом и Канибадамом) (док. № 18).

У нас нет документов о назначении хакимов во второй половине XVIII и в первой половине XIX в. По-видимому, к этому времени должность ура-тюбинского хакима стала наследственной.

После хакима старшим чином в вилайете, судя по ярлыкам, считался ходжа-калан (великий ходжа), который в XIX в. назначался кокандским ханом или бухарским эмиром из лиц сейидского происхождения.

В ярлыке кокандского хана Мухаммад-Али (1822-1842) от 1248/1832-33 г. на должность хеджа-калана был назначен ишан Мухаммад-Салих-ходжа (док. № 38). В ярлыке говорится, что эта должность считается высшей и что все должностные лица и придворные, от мала до велика, должны почитать и уважать лицо, удостоенное должности ходжа-калана 18 .

Великий ходжа в Ура-Тюбе, по-видимому, выполнял обязанности, соответствующие обязанностям кушбеги (первого министра) в Бухаре.

Существовала также должность мир-и асада. Ярлыком кокандского хана Омара (1809-1822) от 1817 г. на эту должность был назначен Турахан-ходжа (док. № 32). Очевидно, на эту должность, как и на должность ходжа-калана, назначались лица сейидского происхождения. Мир-и асад выполнял, по-видимому, такие же обязанности, как и мухтасиб 19 в Бухаре.

Из текста ярлыков мы узнаем о существовании в Ура-Тюбе должности накиба 20 . Указом кокандского хана Мухаммад-Али от 1832 г. на должность накиба Ура-Тюбинского владения был назначен Турахан мир-и асад (док. № 39). В приказе говорится, что это высшая должность и ее должны почитать и уважать все прочие должностные лица. В числе последних не упоминаются придворные. Поэтому можно предполагать, что, хотя должность накиба называется в приказе высшей, она стояла ниже должности ходжа-калана, но, очевидно, была выше должности мир-и асада, ибо Турахан, ранее занимавший должность мир-и асада, получал теперь в зиде повышения должность накиба. В приказе не говорится о смещении Турахана с должности мир-и асада. По-видимому, обязанности мир-и асада и накиба могли выполняться одним человеком одновременно. Такое совмещение двух должностей в одном лице мы наблюдаем и в отношении других должностей. Так, в начале 60-х годов XIX в., накануне присоединения Ура-Тюбе к России, должности аксакала города и сборщика податей совмещались в одном лице, которое называлось амином 21 . Кроме того, следует иметь в виду, что в Ура-Тюбе, судя по документам, понятия «чин» и «должность» не различались. Очевидно, здесь обладание чином было связано с определенной должностью.

В 1813-1814 гг. в политической жизни Ура-Тюбе наблюдается анархия; соседние ханы непрерывно вмешиваются в дела Ура-Тюбе, произвол назначаемых ими правителей достигает предела. Кокандский хан Омар, подозревая измену со стороны какима Ура-Тюбе Махмуд-хана, сместил его и отправил в Коканд, назначив вместо него своего дядю Сейид-кул-бия-дадху, но через неделю передал г. Ура-Тюбе Касим-беку, а еще через месяц - Раджабу-диванбеги 22 . Может быть, в связи с этим в ханских канцеляриях заранее заготовляли ярлыки о назначения тех или иных лиц на соответствующие посты, оставляя в строках пробелы для собственных имен получателей ярлыков. Например, в ярлыке Омар-хана кокандского от 1814 г. о назначении на должность садра области Ура-Тюбе имя лица не вписано, оставлен пробел (док. № 31). В ярлыке того же хана от 18 апреля 1817 г. о назначении Турахан-ходжи на должность мир-и асада имя получателя ярлыка вписано другими чернилами и тростником другой очинки. Оставленное место оказалось недостаточным для длинного имени получателя ярлыка, поэтому часть его имени вынесена над строкой (док. № 32).

В. Л. Вяткин сообщает о случае, когда чиракчинский кази бросил должность, явился к эмиру Хайдару и не хотел возвращаться обратно. Тогда эмир велел написать ярлык о назначении нового кази и, приложив печать, послал ярлык правителю Карши, приказав вписать имя такого-то, а если он не согласится, то другого 23 .

Могла быть и другая причина оставления пробелов в ярлыках: ярлыки составлялись перед походами на г. Ура-Тюбе с тем, чтобы после завоевания города вписать имя того лица, которое, получив высокую должность, могло покорно служить новому хану.

Из приведенных фактических материалов видно, что высшие административные должности в Ура-Тюбинском владении занимали, как правило, ишаны и ходжи, которые были крупными землевладельцами и выражали интересы господствующего класса феодалов.

В большинстве приобретенных нами документов были вырезаны печати. Документы вместе с вырезанными печатями и обрезками бумаг находились в хаотическом состоянии, но их удалось восстановить. Как нам сообщили, незадолго до Октябрьской революции между группировками духовенства г. Ура-Тюбе завязалась борьба за пост кази. Одна из групп выкрала приобретенные нами документы у другой и решила их уничтожить, с тем чтобы та не могла доказать своего права на оспариваемую должность. Считая уничтожение печатей делом греховным, они решили вырезать их и хранить отдельно. Почему документы все же не были уничтожены, остается неясным.

В настоящей работе публикуются фотокопии документов, дешифровка каждого из них и перевод на русский язык.

В легендах помещены сведения о размерах документов, характеристика бумаги и почерка, наличие печатей и основание датировки. В примечания к переводам вынесены некоторые термины и другие сведения. К сожалению, местонахождение некоторых географических пунктов (Фаъкат, Ничоникат, Хусонидак, Алавиён, Мулло Хамза и пр.) нам не удалось выяснить, ибо эти названия в настоящее время не бытуют и население их не помнит.

Для терминов, вынесенных в подстрочные примечания, сохранена таджикская орфография, в остальных случаях - общепринятая транскрипция.

Большую помощь при переводах публикуемых документов оказал покойный проф. А. А. Семенов, светлой памяти которого мы посвящаем эту работу.

Глава

Абдуллоев Ибрагим Гоибназарович

Основан
Прежние названия

Уструшан, Курушкада, Кирополь, Уротеппа

Площадь
Высота НУМ
Официальный язык
Население
Национальный состав
Конфессиональный состав
Этнохороним

истаравшанец, истаравшанка, истаравшанцы

Часовой пояс
Телефонный код
Почтовый индекс
Автомобильный код

Исторические памятники Истаравшана.

«Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал… Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края»

Генерал Романовский.

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана. В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлинённо-треугольная по очертанию пластина из чёрного сланца.
Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет возраст около 100 000 лет. По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI - IV в.в. до н. э. в связи с развитием ремёсел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населённые пункты городского типа.
Столицей Уструшаны был самый крупный город области - Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещается в районе нынешнего города Истаравшан.
Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у историка Абдураззака Самарканди (1413 - 1482 г.г.). В его труде «Матла ас-саъдайн ва мажма ал-бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей») описываются события 1409 - 1410 г.г. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхана. В его ярлыке, датированном 1449 г., Ура-Тюбе назван «Уротеппа». Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay.
По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику. Город-музей, древний центр торговли, ремесел и промыслов, один из древнейших городов Центральной Азии, которому в 2002 году исполнилось 2500 лет, расположен в 73 км от города Ходжента.
В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлиненно-треугольная по очертанию пластина из черного плотного сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет стотысячелетнюю давность.
По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI - IV вв. до нашей эры в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа.
Помимо Самарканда в Средней Азии того периода существовали и другие города. Одним из них был нынешний Истаравшан, а в прошлом Кирополь (Курушкада), названный так по имени основателя персидской державы Кира-Куруша (529 - 559 г.г. до нашей эры).
Кирополь обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли. К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию (IV в до н. э.), Курушкада была уже большим, хорошо укрепленным городом.
В его обороне приняли участие 18 тысяч человек. Жители Кирополя оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. Тогда он подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные машины.
Но и они не помогли. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота. Жители города продолжали мужественно защищаться, однако из-за недостатка воды они не смогли долго продержаться.
Именно здесь, у стен города, Александр Македонский впервые получает ранение. Из-за частых восстаний город был разрушен по приказу Александра Македонского. Позже под разными названиями город упоминается в различных источниках.
Одно из них - Устурушана. Она занимала территорию между Гиссарским хребтом на юге, Голодной Степью и Сырдарьей на севере. Уструшана граничила на западе с Согдом, а на востоке с Ферганским округом Аспара (ныне Исфара).
Если это перенести на административную карту, то Уструшана включала в себя территорию нынешних районов Истаравшан - Нов, Дж. Расуловский, Ганчинский, Айнинский и Горную Матчу Согдийской области Республики Таджикистан, Хаваст, Заамин, Джизах и Фариш Самаркандской области Республики Узбекистан, а также Лайлакский район Ошской области Республики Кыргызстан.
Столицей Уструшаны был самый крупный город области Бунджикат, который большинством исследователей на основе совокупных данных письменных источников и археологического обследования помещается в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г. (1449 г.) город называют - Уратюбе. В 40 - 50 г.г XVIII века здесь образовалось самостоятельное Уратюбинское феодальное владение.
В его состав входили города Худжанд, Джизах, Пенджикент, укрепленные пункты Замин, Ем, а также населенные пункты в верховьях реки Зарафшан, Матча и Фалгар. В VI веке до н.э. город был укреплён тремя рядами стен, имел цитадель, окруженную стенами, длина которых составляла шесть тысяч метров, и славился своими ремеслами, искусными мастерами и выгодными торговыми сделками.
Некоторые ученые полагают, что в I – II в.в. до н.э. и I – II в.в. нашей эры Истаравшан был известен как Уструшана и входил в состав самостоятельной области Уструшана со столицей Бунджикат. Он являлся важным коммерческим центром, отсюда вели дороги к Ходженту, Бухаре, Самарканду, Ферганской долине.
В годы арабского владычества Истаравшан, а он стал провинцией Халифата в 822 г., был широко известен на мусульманском средневековом Востоке как торговый и культурный центр.
Здесь получили развитие новые типы архитектурных сооружений ислама (мечеть, медресе, мавзолей, минарет и др.), основанные на развитии портально-купольных конструкций.
В XIII веке поступательное развитие Истаравшана было прервано нашествием войск Чингис-хана в Центральную Азию, они грабили и истребляли местное население, в результате чего многие поселения превратились в руины, ирригационные системы пришли в негодность, города опустели.
В конце XIV века, когда набирала силу могущественная империя Тимуридов со столицей в Самарканде, и Мавераннахр переживал небывалый расцвет, вновь появились исторические сообщения о городе, но теперь его именовали как Ура–Тюбе.
Впервые город под названием Уротеппа упоминается, - пишет автор книги «История Ура-Тюбе» Ахрор Мухторов, - у таджикского историка Абдураззока Самарканди (1413 – 1482 г.г.).
В его труде «Матла-и Саъдайн ва можма и бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и слияние двух морей») описываются события 812 г.х. (1409 – 1410 г.г.) о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г.х. (1449 г.) Ура-тюбе назван «Уротеппа».
Это название упоминает и в труде Мухаммади Солеха (1455 – 1535 г.г.) и в «Бабур-наме» Бабура. Это может означать, что в ХV в. город и отдельные местности, относящиеся к его территории, носили это название.
Поэтому можно предположить, что настоящее название город Ура-тюбе носит с XIV в. Новое название города стало общеупотребительным и название Уртепа или Уротеппа стало известно далеко за его пределами.
В XVI веке Мавераннахр (вместе с ним и Ура–Тюбе) потерял свое важное значение и престиж в результате образования нового государства, управляемого династией Шейбанидов, со столицей в Бухаре. Транзитная торговля из Индии становилась монополией других стран.
В XVIII веке Ура–Тюбе вновь получил развитие. Именно в это время были укреплены цитадель и стены крепости, реставрированы старые и возведены новые фортификационные сооружения, способные выдержать атаки многочисленных кочевых тюрко–монгольских племен, которые беспрерывно атаковали город.
Городская территория занимала в то время 527 гектаров, на которых располагались древняя цитадель, мечети, медресе, шесть бань, много чайхан.
В 40 - 50 г.г. XVIII века здесь образовалось самостоятельное Уротеппинское феодальное владение. В его состав входили города Худжанд, Джизах, Пенджикент, укрепленные пункты Заамин, Ем, а также верховья реки Зарафшан, Матча и Фалгар.
В начале XIX века Уротеппинское владение потеряло ряд территорий, которые были захвачены Бухарским и Кокандским ханствами. 2 октября 1866 года начался штурм города Уротеппа.
По случая Победы, генерал Крыжановский 3 октября издал приказ, в котором говорилось: «2 октября бухарская крепость Ура-Тюбе, весьма важная для нас во всех отношениях, после восьмидневной осады, взята штурмом. Гарнизон защищался упорно».
О значении города Уротеппа генерал Романовский, командовавший войсками при штурме города, писал: «Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал…
Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края».
Вторая половина XIX века в истории Уротеппа характеризуется установлением царской власти в Средней Азии, коренным образом отличающейся от порядков предыдущих периодов истории.
С другой стороны, это положило конец междусобным феодальным войнам и переходу Уротеппинского владения из рук в руки, способствовало развитию земледелия, ремесленному производству и торговли. Однако положение ремесленников мало отличалось от положения крестьян. Их заработка едва хватало на обеспечение семьи и покупки сырья.
После присоединения к России были сохранены прежние границы Уротеппинского владения. В 1887 году Уротеппинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области.
В конце XIX и в начале XX веков Уротеппа оставалась одним из центров ремесла и торговли, садоводства и огородничества. По сведениям 1878 г. под садами и огородами здесь было занято 676 десятин, под виноградниками - 792 десятин земель.
Академик академии наук Таджикистана Ахрор Мухторов в своей книге «Очерк истории Ура-тюбинского владения в XIX в.» приводит любопытные сведения о первом винзаводе.
Царские власти смотрели на Уротеппинский район, помимо всего прочего, как на базу по производству вина. В 1985 г. от проливных и частых дождей здесь сгнило много винограда. С 792 десятин его было собрано 84897 пудов.
В том же году в Уротеппа вступил в строй винодельческий завод Е. С. Степанова, получающий по 1800 ведер вина в год. В 1882 г. в Уротеппа один из местных баев построил кирпичный завод.
После завоевания Средней Азии Россией в Уротеппа, по сведениям 1871 года имелись 4 медресе и 19 школ, где обучались 477 учеников, в основном, сыновья купцов, должностных лиц местной администрации и состоятельных людей.
В 1886 году, до вхождения в состав России в Ура-Тюбе сменились 17 правителей (некоторые из которых управляли не более недели). На город в этот период было совершено 50 набегов с грабежами и угоном населения.
В конце XIX века в Ура-Тюбе насчитывалось 68 мечетей, 16 караван-сараев, 5 маслобоен, 7 мельниц, 7 бань и множество базаров: пшеничный, морковный, мясной, дынный, скотный, рогожный, шерстяной, клеверный, по продаже хлопчатобумажных платьев, ниток, ватных халатов, пуха, ножей, соли и чая.
В начале XIX века Уратюбинское владение потеряло ряд территорий, которые были захвачены Бухарским и Кокандским ханствами. После присоединения к России были сохранены прежние территории Уратюбинского владения.
В 1875 году начали проводить телеграфную линию от Ташкента до Самарканда через Ходжент, Уротеппа и Джизах. В 1888 г. в русско-туземной школе занимались 17 мальчиков. Была открыта и женская школа. Изменились культура и быт людей.
В 1887 году Уратюбинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области. До наших дней в Истравшане сохранился ряд интересных исторических и архитектурных памятников.
Ещё одним примечательным историческим местом города является городище на холме Муг, где располагалась резиденция местного правителя. К сожалению, до наших дней сохранились лишь ворота с куполом и колоннами по бокам.
В 1898 г. в Уротеппа существовал приемный покой, аптека и военный лазарет, где работали в основном русские врачи и младший медперсонал. По некоторым сведениям, еще в 1908 году в Уротеппа существовала общественная библиотека.
Таким образом, несмотря на сильное сопротивление местной феодальной верхушки и реакционного мусульманского духовенства, на реакционную политику царизма, задерживающего экономическое и культурное развитие своей колонии, под влиянием передовой, мировой культуры, во второй половине ХIХ-го и начале XX века произошли большие изменения во всех областях жизни среднеазиатских народов.
Город становился одним из многонаселенных, динамичных центров нового государства. Расширялись жилые кварталы, благоустраивалась городская территория. Население снабжалось водой посредством арыков, подземных труб, колодцев.
Для того, чтобы обеспечить потребность местных жителей в водных ресурсах, в каждом квартале создавались рекреационные зоны с прудами и закрытые резервуары с водой.



 


Читайте:



Достопримечательности Калимантана - что посмотреть

Достопримечательности Калимантана - что посмотреть

К Калимантану относится 78 % территории (юг), на которой проживает 70 % жителей острова. Эта часть Борнео делится на пять провинций — Западный,...

«Ай-Тодор-Юг» — пансионат в живописных окрестностях Ялты

«Ай-Тодор-Юг» — пансионат в живописных окрестностях Ялты

​Мыс Ай-Тодор находится недалеко от поселка Гаспра, на Южном берегу Крымского полуострова. Именно на мысе Ай-Тодор находится одна из самых...

Курортный отель "Гранд" г

Курортный отель

ТОК "Гранд", корпус и бассейнТОК "Гранд", корпусТОК "Гранд", корпусВход в ТОК "Гранд"Холл в ТОК "Гранд"Холл в ТОК "Гранд"ТОК "Гранд", рецепцияНомер...

Лучшие курорты Кипра для отдыха с детьми все включено: куда поехать

Лучшие курорты Кипра для отдыха с детьми все включено: куда поехать

Кипр – небольшой по площади, но весьма привлекательный в плане туризма остров в Средиземном море. Круглогодичное тепло, развитая инфраструктура,...

feed-image RSS