Главная - Как отдохнуть
В какой океан впадает мексиканский залив. Мексиканский залив – экологическая катастрофа XXI века. Реки, впадающие в Мексиканский залив

За все время своего существования человек неоднократно оказывал негативное влияние на С развитием современных технологий, стали приобретать более масштабные формы. Ярким подтверждением этого служит Мексиканский залив. Катастрофа, случившаяся там весной 2010 года, нанесла непоправимый ущерб природе. В результате были загрязнены воды, что привело к смерти огромного числа и сокращению их популяции.

Причиной катастрофы стала авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon, которая произошла из-за непрофессионализма рабочих и халатности владельцев нефтегазовой компании. Вследствие неправильных действий, произошел взрыв и пожар, повлекший за собой смерть 13 человек, находившихся на платформе и принимавших участие в ликвидации последствий аварии. В течение 35 часов пожар тушили пожарные суда, а вот полностью заблокировать нефть, выливающуюся в Мексиканский залив, удалось лишь через пять месяцев.

По данным некоторых экспертов, за 152 дня, в течение которых из скважины выливалась нефть, в воду попало около 5 млн. баррелей топлива. За это время было загрязнена площадь в 75 000 квадратных километров. Ликвидацией последствий аварии занимались американские военнослужащие и добровольцы со всего мира, съехавшиеся в Мексиканский залив. Нефть собиралась как вручную, так и специальными судами. Общими усилиями удалось достать из воды примерно 810 тысяч баррелей топлива.

Сложнее всего было остановить устанавливаемые заглушки не помогали. В скважины заливался цемент, закачивалась буровая жидкость, но полной герметизации удалось добиться лишь 19 сентября, тогда как авария произошла 20 апреля. Мексиканский залив за этот период превратился в наиболее загрязненное место на планете. Было обнаружено мертвыми около 6 тысяч птиц, 600 100 дельфинов, много других млекопитающих и рыб.

Колоссальный урон был нанесен коралловым рифам, которые не могут развиваться в загрязненной воде. Смертность дельфина афалина увеличилась почти в 50 раз, и это далеко не все последствия аварии на нефтяной платформе. также потерпел значительный урон, поскольку Мексиканский залив был на одну треть закрыт для ловли. Нефть дошла даже до вод прибрежных заповедников, которые были очень важны для и других животных.

Прошло уже три года с момента катастрофы, Мексиканский залив потихоньку оправляется после нанесенного ущерба. Американские океанологи внимательно следят за поведением морских обитателей, а также за кораллами. Последние начали размножаться и расти в обычном для них ритме, что свидетельствует об очищении воды. Но было зафиксировано и повышение температуры вод в этом месте, что может негативно сказаться на многих морских жителях.

Некоторые исследователи предполагали, что последствия катастрофы скажутся на течении Гольфстрим, которое влияет на климат. Действительно, последние зимы в Европе особенно морозные, а вода в самом течении снизилась на 10 градусов. Но доказать, что погодные аномалии связаны именно с нефтяной аварией, ученым пока не удалось.

Взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon непременно должен был случиться и только ждал своего момента. Специалисты называют сейчас семь роковых промахов, ставших причиной разлива нефти в Мексиканском заливе. Из этой катастрофы можно извлечь определенные уроки, которые помогут избежать такого в будущем.

21 апреля 2010 года, в Мексиканском заливе спасательные суда противостоят аду, который разгулялся на буровой платформе Deepwater Horizon. Огонь подпитывается нефтью и газом, поступающими из подводной скважины, – она днем раньше взорвалась на глубине 5,5 км под палубой этой платформы

Карл Хоффман

20 апреля стал днем триумфа для компании British Petroleum и для команды буровой платформы Deepwater Horizon компании Transocean. Плавучая буровая платформа в 80 км от побережья штата Луизиана в точке, где глубина воды составляла 1,5 км, уже почти завершила бурение скважины, уходящей на 3,6 км под океанское дно. Это была столь сложная задача, что ее часто сравнивали с полетом на Луну. Теперь, после 74 дней непрерывного бурения, компания BP готовилась запечатать скважину Macondo Prospect и оставить ее в таком виде, пока не будет доставлено на место все эксплуатационное оборудование, чтобы обеспечить регулярную подачу нефти и газа. Где-то в 10:30 утра вертолет привез четверых функционеров высшего звена — двух из BP и двух из Transocean — для праздничной церемонии в связи с завершением буровых работ, а заодно по поводу семи лет безаварийной работы этой буровой платформы.

В следующие несколько часов на платформе развернулись события, которые вполне заслуживали бы включения в учебники по технике безопасности. Как и частичное расплавление активной зоны реактора на атомной электростанции Три-Майл Айленд в 1979 году, утечка токсичных веществ на химическом заводе в Бхопале (Индия) в 1984-м, разрушение «Челленджера» и Чернобыльская катастрофа в 1986-м, эти события имели причиной не какой-то один неверный шаг или поломку в конкретном узле. Катастрофа на Deepwater Horizon стала результатом целой цепи событий.


21 апреля 2010 года, в Мексиканском заливе спасательные суда противостоят аду, который разгулялся на буровой платформе Deepwater Horizon. Огонь подпитывается нефтью и газом, поступающими из подводной скважины — она днем раньше взорвалась на глубине пяти с половиной километров под палубой этой платформы.

Самоуспокоение

Глубоководные скважины работают без проблем десятилетия подряд. Разумеется, подводное бурение— сложная задача, но существует уже 3423 действующие скважины только в Мексиканском заливе, причем 25 из них пробурены на глубинах более 300 м. За семь месяцев до катастрофы в четырех сотнях километров к юго-востоку от Хьюстона эта же буровая платформа пробурила самую глубокую в мире скважину, уходящую под океанское дно на фантастическую глубину в 10,5 км.

То, что было невозможным несколько лет назад, стало рутинной процедурой. BP и Transocean били рекорд за рекордом. Та же технология морского бурения и то же оборудование, которые прекрасно себя оправдали при разработках на мелководье, вполне эффективны, как показала практика, на более серьезных глубинах. Нефтяники, как при золотой лихорадке, ринулись в океанские глубины.


Компания British Petroleum (BP) арендует буровые платформы, принадлежащие швейарской компании Transocean. С их помощью она пробивается к углеводородному месторождению под названием Macondo Prospect. Это месторождение расположено в 80 км к юго-востоку от города Венис (штат Луизиана) на глубине 3,9 км под океанским дном (глубина океана в этом месте — полтора километра). Потенциальный запас — 100 миллионов баррелей (месторождение среднего размера). Компания BP собирается провести все буровые работы за 51 день.

Гордыня подготовила почву к несчастью, которое случилось на буровой. «В случае, если скважина неожиданно начнет фонтанировать, создавая разлив нефти, не следует опасаться серьезных последствий, поскольку работы ведутся в соответствии с принятыми в данной отрасли нормами, используется проверенное оборудование и имеются методики, специально разработанные для подобных случаев…» — так написано в плане изыскательских работ, который 10 марта 2009 года компания BP представила в американскую надзорную инстанцию — Службу эксплуатации месторождений (Minerals Managements Service, MMS) министерства недр США. Самопроизвольное фонтанирование подводных скважин случается сплошь и рядом, только в Мексиканском заливе с 1980 по 2008 год отмечено 173 случая, однако еще ни один подобный выброс не случался на глубоководье. На самом деле ни у BP, ни у его конкурентов не имелось на такой случай ни «проверенного оборудования», ни «специально разработанных методик» — вообще никакого страховочного плана в предвидении какой-либо катастрофической аварии на больших глубинах.

7 октября 2009 года
BP начинает буровые работы на участке площадью 2280 гектар, арендованном еще в 2008 году за $34 миллиона. Однако использовавшаяся сначала буровая платформа Marianas повреждена ураганом Ида, так что ее буксируют на верфь для ремонта. Уходит три месяца на то, чтобы заменить ее платформой Deepwater Horizon и возобновить работы.
6 февраля 2010 года
Horizon начинает буровые работы на месторождении Macondo. Чтобы не отстать от графика, рабочие торопятся, завышая скорость бурения. Вскоре из-за чрезмерных скоростей стенки скважины дают трещины, и внутрь начинает просачиваться газ. Инженеры запечатывают нижние 600 метров скважины и направляют скважину в обход. Эти переделки обходятся в двухнедельную задержку.
Середина марта
Майк Уильямс, главный по электронике в компании Transocean, спрашивает руководителя подводных работ Марка Хэя, почему в пульте управления функции перекрытия газа просто отключены. Если верить Уильямсу, Хэй ответил: «Да у нас все так делают». За год до этого Уильямс заметил, что на буровой все аварийные лампы и индикаторы просто отключены, и при выявлении утечки газа и пожара не будут автоматически активированы. В марте он видел, как рабочий держал в руках куски резины, вынутые из скважины. Это были обломки жизненно важной цилиндрической задвижки — одной из деталей противовыбросового превентора, многоэтажной конструкции из страховочных задвижек, установленной над устьем скважины. По словам Уильямса, Хэй сказал: «ничего страшного».
30 марта, 10:54
Инженер BP Брайан Морел отсылает электронное письмо своему коллеге, обсуждая идею, как опустить в скважину единую обсадную колонну диаметром 175 мм, чтобы она тянулась от устья скважины до самого ее дна. Более безопасный вариант с хвостовиком, который обеспечивает больше ступеней защиты от газа, поднимающегося по скважине, Морел отметает: «Обойдясь без хвостовика, вы прилично сэкономите и по времени, и по деньгам». Однако при использовании хвостовика, говорит Форд Бретт, инженер-нефтяник с большим стажем, «скважина была бы гораздо лучше защищена от всяческих неприятностей».
9 апреля
Рональд Сепульвадо, руководящий работами на скважине от лица BP, сообщает, что обнаружена утечка в одном из устройств управления превентором, который должен принять с платформы электронный сигнал на перекрытие скважины и дать команду на гидроприводы для аварийного заглушения скважин. В таких ситуациях компания BP обязана уведомить MMS и приостановить буровые работы, пока этот блок не будет приведен в рабочее состояние. Вместо этого, чтобы перекрыть утечку, компания переключает неисправное устройство в «нейтральное» положение и продолжает бурение. MMS никто не уведомлял.
14 апреля
BP подает в MMS запрос о возможности использовать единую колонну вместо более безопасного способа с хвостовиком. На следующий день она получает одобрение. Еще два дополнительных запроса согласованы за считанные минуты. За время с 2004 года в Заливе пробурено 2200 скважин, и только одна компания изловчилась в течение 24 часов утрясти согласования на три изменения в рабочих планах.

Легкомыслие

Многие годы компания BP гордилась тем, что умеет браться за рискованные дела в политически нестабильных государствах (например, в Анголе и Азербайджане), что способна реализовать изощренные технологические решения в самых глухих уголках Аляски или на огромных глубинах в Мексиканском заливе. Как говорил Тони Хэйуорд, бывший гендиректор компании, «мы беремся за то, чего другие не могут или не отваживаются сделать». Среди нефтедобытчиков эта компания славилась легкомысленным отношением к проблемам безопасности. По данным Центра общественной безопасности (Center for Public Integrity), с июня 2007 года по февраль 2010 года на нефтеперерабатывающих заводах BP в штатах Техас и Огайо из 851 нарушения правил техники безопасности 829 были признаны Управлением охраны труда США «сознательными» или «злонамеренными».


Катастрофа на Deepwater Horizon — не единственный крупномасштабный разлив нефти, виновником которого оказалась компания BP. В 2007 году ее дочка BP Products North America выплатила в качестве штрафа более $60 млн за нарушение федеральных законов по охране окружающей среды на территории штатов Техас и Аляска. В списке этих нарушений и крупнейший разлив 2006 года на Арктической низменности (1000 т сырой нефти), когда причиной оказалось нежелание компании принимать адекватные меры для защиты трубопроводов от коррозии.

Администрация других нефтедобывающих компаний оповещала Конгресс, что программы бурения, принятые в BP, не соответствуют обязательным для отрасли нормам. «У них выполнялись отнюдь не все требования, которые мы бы порекомендовали или применяли в собственной практике», — говорит Джон С. Уотсон, президент компании Chevron.


Платформа Deepwater Horizon горела полтора дня и наконец 22 апреля погрузилась в воды Мексиканского залива.

Риск

Нефть и метан в месторождениях глубокого залегания находятся под давлением — чуть шевельни, и они могут выстрелить фонтаном. Чем глубже скважина, тем выше давление, и на глубине 6 км давление превышает 600 атм. В процессе бурения утяжеленный минеральными фракциями буровой раствор, который закачивают в скважину, смазывает всю бурильную колонну и вымывает на поверхность выбуренную породу. Гидростатическое давление тяжелого бурового раствора удерживает жидкие углеводороды внутри залежи. Буровой раствор можно считать первой линией защиты против выброса нефти.

Если нефть, газ или простая вода попадут в процессе бурения в скважину (скажем, из-за недостаточной плотности бурового раствора), в скважине резко поднимется давление и возникнет возможность выброса. Если стенки скважины растрескались или цементный слой между обсадными трубами, защищающими бурильную колонну, и скальными породами в стенках скважины оказался недостаточно прочным, пузырьки газа могут с ревом взлететь вверх по бурильной колонне или снаружи обсадных труб, попадая внутрь колонны в местах стыков. При этом стенки скважины могут растрескаться, создав возможности для утечек, говорит Филип Джонсон, профессор гражданского строительства в Университете штата Алабама.


У основания скважины цементный раствор подается изнутри обсадной колонны и поднимается вверх по затрубному пространству. Цементирование необходимо для защиты скважины и предотвращения протечки.

Ни нефтяники, ни служба MMS не задумывались над тем, что при бурении во все более сложных условиях риск будет расти. «Налицо явная недооценка грозящих опасностей, — говорит Стив Арендт, вице-президент фирмы ABS Consulting и эксперт по безопасности нефтепереработки.- Длинная цепочка удач застила буровикам глаза. Они оказались просто не готовы».

Нарушения

В основе решений, принятых компанией BP, лежала тактика, которую Роберт Беа, профессор Калифорнийского университета в Беркли, называет «введением нарушений в норму». В компании давно уже привыкли действовать на грани допустимого.

Середина апреля
В рецензии на план BP содержатся рекомендации отказаться от использования единой колонны, так как при этом техническом решении формируется открытое кольцевое пространство до самого устья (зазор между стальной обсадной колонной и стенкой скважины). В такой ситуации превентор остается единственным барьером на пути газового потока, если не выдержит цементная заливка. Невзирая на это предостережение, BP решила устанавливать единую стальную обсадную колонну.
15 апреля
Бурение закончено, и на платформе собираются закачивать в скважину свежий раствор чтобы использованный раствор поднялся со дна скважины на буровую платформу. Таким образом можно вынести наружу газовые пузырьки и остатки породы — они ослабили бы цементную заливку, которая в дальнейшем должна заполнить кольцевое пространство. В варианте с Macondo эта процедура должна занять 12 часов. BP отменяет свой же план работ и выделяет на циркуляцию бурового раствора всего полчаса.
15 апреля, 15:35
Представитель компании Halliburton Джесси Гальяно отсылает в BP электронное письмо, в котором рекомендует использовать 21 центратор — это специальные хомуты, которые центрирую в скважине обсадную колонну, гарантируя равномерную цементную заливку. В конце концов BP обходится всего шестью центраторами. Джон Гайд, руководивший в BP группой обслуживания скважины, признался, что центраторы были не того типа, какой требуется для данной задачи. «Почему вы не могли обождать, пока не привезут те центраторы, какие надо?» — спросил адвокат. «А их так и не привезли», — ответил Гайд.

Завершение работ постоянно откладывалось, и на организаторов работ оказывали сильное давление. Бурение было начато 7 октября 2009 года, при этом сначала использовали платформу Marianas. Она сильно пострадала от ноябрьского урагана. Потребовалось три месяца, чтобы пригнать платформу Horizon и продолжить буровые работы. На все работы было отведено 78 дней при стоимости работ в $96 млн, однако реальным сроком объявили 51 день. Компания требовала темпа. Но в начале марта из-за повышенной скорости бурения скважина растрескалась. Рабочим пришлось забраковать 600-метровый участок (из пробуренных к тому моменту 3,9 км), залить дефектную секцию цементом и пробиваться к нефтеносному слою в обход. К 9 апреля скважина достигла запланированной глубины (5600 м от уровня буровой платформы и на 364 м ниже последнего зацементированного сегмента обсадных труб).


Скважину бурят поэтапно. Рабочие проходят какой-то путь сквозь скальную породу, устанавливают очередной сегмент обсадных труб и заливают цемент в зазор между обсадной трубой и окружающей породой. Этот процесс повторяется раз за разом, обсадные трубы становятся все меньшего диаметра. Для закрепления последней секции у компании имелось два варианта — либо от устья скважины до самого забоя спустить однорядную колонну обсадных труб, либо спустить хвостовик — короткую колонну труб — под башмак нижней секции уже зацементированных обсадных труб, а затем протолкнуть дальше вторую стальную обсадную трубу, которую называют надставкой хвостовика. Вариант с надставкой должен был обойтись на 7−10 млн дороже, чем единая колонна, но он существенно снижал риск, обеспечивая двойной барьер для газа. Как показало расследование Конгресса, во внутренней документации BP, датируемой серединой апреля, имеются рекомендации, указывающие на нежелательность использования однорядной колонны обсадных труб. И тем не менее 15 апреля служба MMS положительно ответила на запрос BP о внесении поправок в ходатайство о разрешении. В этом документе утверждалось, что использование однорядной колонны обсадных труб «имеет веские экономические основания». На мелководье однорядные колонны используются достаточно часто, но их почти не использовали в таких глубоководных разведочных скважинах, как Macondo, где давление очень высоко, а геологические структуры недостаточно изучены.

По мере спуска обсадных труб пружинные хомуты (их называют центраторами) удерживают трубу по оси ствола скважины. Это нужно для того, чтобы цементная заливка легла равномерно и не образовалось полостей, через которые мог бы пробиться газ. 15 апреля компания BP уведомила Джесса Гальяно из компании Halliburton, что на последних 364 м обсадной колонны предполагается задействовать шесть центраторов. Гальяно прогнал на компьютере аналитическую модель-симулятор, которая показала, что 10 центраторов дают ситуацию с «умеренной» опасностью прорыва газа, а 21 центратор мог бы снизить вероятность неблагоприятного сценария до «малой». Гальяно порекомендовал BP именно последний вариант. Грегори Вальц, руководитель группы инженеров-буровиков в BP, писал Джону Гайду, руководителю группы обслуживания скважин: «Мы отыскали в Хьюстоне 15 центраторов Weatherford и утрясли все вопросы на буровой, так что утром сможем отправить их на вертолете…» Но Гайд возразил: «Чтобы их установить, потребуется 10 часов… Мне все это не нравится и… я сомневаюсь, нужны ли они вообще». 17 апреля BP сообщила Гальяно, что в компании решили использовать только шесть центраторов. При семи центраторах компьютерная модель показывала, что «в скважине возможны серьезные проблемы с прорывом газа», но $ 41 000 за каждый час отсрочки перевесили, и BP выбрала вариант с шестью центраторами.


Превентор — это этажерка из заслонок высотой 15 м, предназначенная для того, чтобы заглушить вышедшую из подчинения скважину. По причинам, до сих пор не известным, на месторождении Macondo эта последняя линия обороны работать отказалась.

После того как в скважину закачан цемент, проводится акустическая дефектоскопия цементирования. 18 апреля бригада дефектоскопистов компании Schlumberger вылетела на буровую, однако BP отказалась от их услуг, нарушив все возможные технические регламенты.

Техника

Тем временем на буровой все работают как одержимые, не видя ничего вокруг и не руководствуясь ничем, кроме оправдательных соображений и стремления ускорить процесс. Гальяно ясно показал вероятность протечек газа, а такие протечки повышают опасность выброса. Однако его модели не могли никому доказать, что этот выброс обязательно случится.

20 апреля 0:35
Рабочие закачивают вниз по обсадной трубе цементный раствор, затем с помощью бурового раствора выдавливают цемент вверх со дна на высоту 300 м по кольцевому пространству. Все эти действия соответствуют правилам MMS по запечатыванию месторождения углеводородов. Halliburton использует цемент, насыщенный азотом. Такой раствор отлично схватывается со скальными породами, однако требует очень внимательного обращения. Если в не схватившийся цемент проникнут газовые пузырьки, после них останутся каналы, через которые в скважину могут попадать нефть, газ или вода.
20 апреля — 1:00 — 14:30
Halliburton проводит три опрессовки с повышенным давлением. Внутри скважины повышают давление и проверяют, хорошо ли держит цементная заливка. Два теста прошли утром и после обеда. Все благополучно. Были отосланы назад подрядчики, которые прибыли на платформу для 12-часовой акустической дефектоскопии цементной заливки. «Это была ужасная ошибка, — говорит Сатиш Нагараджайя, профессор в Университете Райсе в Хьюстоне. — Вот тут-то они и утратили контроль над событиями».

Последняя линия обороны для глубоководных скважин — противовыбросовый превентор, пятиэтажная башня из задвижек, построенная на океанском дне над устьем скважины. Она должна при необходимости перекрыть и заглушить вышедшую из-под контроля скважину. Правда, превентор на скважине Macondo был нефункционален, одна из его трубных плашек — пластин, охватывающих бурильную колонну и предназначенных не пропустить поднимающиеся через превентор газы и жидкости, — была заменена на нерабочий опытный вариант. На буровых нередко позволяют себе такие замены — они снижают расходы на тестирование механизмов, но платить приходится повышенным риском.


При расследовании также обнаружилось, что на одном из пультов управления превентором стоял разряженный аккумулятор. Сигнал с пульта запускает срезающую плашку, которая должна просто перерубить бурильную колонну и заглушить скважину. Впрочем, даже если бы на пульте стоял свежезаряженный аккумулятор, срезающая плашка вряд ли сработала бы— выяснилось, что у ее привода протекает одна из гидравлических линий. Правила MMS звучат недвусмысленно: «Если из имеющихся пультов управления превентором какой-либо не действует», на буровой платформе «должны быть приостановлены все дальнейшие операции до тех пор, пока не будет введен в строй неисправный пульт». За 11 дней до выброса ответственный представитель BP, присутствовавший на платформе, увидел в ежедневной отчетности о проведенных работах упоминание о протечке в гидравлике и предупредил центральный офис в Хьюстоне. Однако компания не прекратила работы, не приступила к ремонту и не уведомила MMS.

20 апреля, 17:05
Недобор жидкости, поднимающейся по стояку, дает понять, что превентор кольцевого пространства дал течь. Вскоре после этого на буровой проводят опрессовку буровой колонны с отрицательным давлением. При этом понижают давление буровой жидкости в скважине и смотрят, не пробились ли углеводороды через цемент или обсадные трубы. Результат показывает, что, возможно, образовалась течь. Решено провести повторное тестирование. Обычно перед таким испытанием рабочие устанавливают герметизирующий рукав чтобы надежнее прикрепить к превентору верхнее окончание обсадной колонны. В данном случае BP этого не сделала.
20 апреля, 18:45
Вторая опрессовка с отрицательным давлением подтверждает опасения. На этот раз улика обнаруживается при измерении давлений на различных трубопроводах, которые связывают платформу и превентор. Давление в буровой колонне составляет 100 атмосфер, а во всех остальных трубах — нулевое. Это означает, что в скважину поступает газ.
20 апреля, 19:55
Даже имея на руках такие результаты опрессовки, BP приказывает компании Transocean заменить в стояке и верхней части обсадной колонны буровую жидкость с плотностью 1700 кг/м3 на морскую воду плотностью чуть больше 1000 кг/м3. В то же самое время требовалось поставить цементную пробку в скважину на глубине 900 м ниже океанского дна (магистраль подачи бурового раствора). Одновременное проведение двух этих операций чревато определенным риском — если цементная пробка не запечатает скважину, сам буровой раствор сыграет роль первой линии обороны против выброса. В расследовании, которое велось силами самой BP, это решение будет названо «фундаментальной ошибкой».

Руководство

К 20 апреля, так и оставив без проверки цементирование скважины на последних трех сотнях метров обсадной колонны, рабочие готовились запечатать скважину Macondo. В 11 часов утра (за 11 часов до взрыва) на планерке завязался спор. Перед тем как заглушить скважину, BP собиралась заменить защитный столб бурового раствора на более легкую морскую воду. Transocean активно возражала, но в конце концов уступила нажиму. Спор также касался вопроса, нужно ли проводить опрессовку с отрицательным давлением (в скважине снижают давление и смотрят, не поступает ли в нее газ или нефть), хотя эта процедура и не была включена в план буровых операций.

В споре обнажился конфликт интересов. За аренду платформы BP ежедневно платит компании Transocean по $500 000, так что в интересах арендатора вести работы как можно быстрее. С другой стороны, Transocean может позволить потратить часть этих средств на заботы о безопасности.

20 апреля 20:35
Рабочие прокачивают по 3,5 кубометра морской воды в минуту, чтобы промыть стояк, однако скорость поступающего бурового раствора подскакивает до 4,5 кубометров в минуту. «Это чистая арифметика, — говорит геолог-нефтяник Терри Барр. — Им нужно было понять, что скважина потекла и что нужно отчаянно качать буровой раствор обратно, чтобы ее заткнуть». Вместо этого рабочие продолжают закачивать морскую воду.
20 апреля, 21:08
Рабочие глушат помпу, которая качала морскую воду, чтобы провести предписанный EPA (Агентством по охране окружающей среды) «тест на отблеск» — таким образом проверяют, нет ли на морской поверхности плавающей нефти. Нефти не обнаружено. Помпа не работает, но из скважины продолжает поступать жидкость. Давление в обсадной колонне растет с 71 атмосферы до 88. В течение следующего получаса давление растет и дальше. Рабочие прекращают закачивать воду.
20 апреля, 21:47
Скважина взрывается. Газ под высоким давлением прорывается через превентор и по стояку достигает платформы. Семидесятиметровый гейзер фонтанирует на верхушке буровой вышки. За ним сыплется похожая на снег каша, «дымящаяся» от испаряющегося метана. Заблокированная система общей тревоги привела к тому, что рабочие на палубе не услышали никакого предупреждения о подступившем бедствии. Обходные контуры на панели управления привели к тому, что не сработала система, предназначенная для того, чтобы вырубить все двигатели на буровой.

Transocean провела два цикла опрессовки с отрицательным давлением и установила цементную пробку, чтобы запечатать устье скважины. В 19:55 инженеры BP решили, что пробка уже схватилась, и приказали рабочим компании Transocean открыть на превенторе цилиндрическую задвижку, чтобы начать закачку в стояк морской воды. Вода должна была вытеснять буровой раствор, который откачивался на вспомогательное судно Damon B. Bankston. В 20:58 в бурильной колонне подскочило давление. В 21:08, поскольку давление продолжало расти, рабочие прекратили откачку.

20 апреля, 21:49
Газ стекает по желобам в амбар бурового раствора, где пара инженеров отчаянно упирается чтобы подать еще раствора для закачки в скважину. Дизеля заглатывают газ через свои воздухозаборники и идут вразнос. Двигатель №3 взрывается. С него начинается цепь взрывов, раскачивающих платформу. Оба инженера гибнут мгновенно, еще четверо погибают в помещении с виброситами. Кроме них, погибло еще пятеро рабочих.
20 апреля, 21:56
Рабочий на мостике нажимает красную кнопку на пульте аварийной отсечки, чтобы включить срезающие плашки, которые должны перекрыть скважину. Но плашки не сработали. На превенторе имеется аккумулятор, питающий аварийные выключатели и запускающий плашки в случае повреждения линий связи, гидравлической магистрали или электрокабеля. Позже выяснилось, что гидравлическая магистраль была в порядке, в BP полагают, что не сработал выключатель. Командование на буровой вызывает судно для эвакуации.

После шестиминутного перерыва рабочие на буровой продолжили закачку морской воды, не обращая внимания на скачки давления. В 21:31 закачку снова прекратили. В 21:47 мониторы показали «существенный скачок давления», а через несколько минут из бурильной колонны вырвалась струя метана и вся платформа превратилась в гигантский факел — пока еще не зажженный. Потом что-то вспыхнуло зеленым светом, и белая кипящая жидкость — вспененная смесь из бурового раствора, воды, метана и нефти — встала столбом над буровой вышкой. Первый помощник Пол Эриксон увидел «вспышку пламени прямо над струей жидкости», а потом все услышали сигнал бедствия «Пожар на платформе! Всем покинуть судно!». По всей буровой рабочие суетились, стремясь попасть на две пригодные к использованию спасательные лодки. Одни кричали, что пора их спускать, другие хотели подождать отстающих, третьи прыгали в воду с высоты 25 м.


На фото: через два дня после выброса дистанционно управляемый робот пытается запечатать вышедшую из-под контроля скважину Macondo.

Тем временем на мостике капитан Курт Кухта спорил с руководителем подводных работ — в чьем праве запустить систему аварийного отключения (она должна дать команду на срезающие плашки, запечатав таким образом скважину и оборвав связь между буровой платформой и бурильной колонной). Систему запускали целых 9 минут, но это уже не имело значения, поскольку превентор все равно не работал. Платформа Horizon так и осталась не отсоединенной, нефть и газ продолжали поступать из-под земли, подпитывая горючим тот пылающий ад, который вскоре окружил буровую.


И вот результат — 11 погибших, миллиардные убытки BP, экологическая катастрофа в Заливе. Но самое худшее, как считает Форд Бретт, президент Oil and Gas Consultants International, состоит в том, что этот выброс «нельзя считать катастрофой в традиционном смысле. Это один из тех несчастных случаев, которые можно было полностью предотвратить».

Метастазы Мексиканского залива. Часть 12-1

Компиляция, перевод, комментарии: Sister Mercy

«Если история этого фильма не выйдет за пределы Ю. Луизианы и не будет рассказана, то любой корпорации, занимающейся добычей земных ископаемых, будет дан карт-бланш на попрание демократии и установление угодных этой корпорации правил для продолжения добычи этих полезных ископаемых. Вот что угрожает основам Республики. Рассказать об этом – это минимум, необходимый для того, чтобы добиться справедливости. А без такой справедливости мы даём им разрешение вести себя таким образом. Я призываю вас распространять эту историю, размещать её на своих блогах, страничках Facebook , на Youtube , в новостях – продолжайте рассказывать эту историю, пока корпоративная пиар-версия этой истории не развалится, и на свет не явится истина. Потому что это – не ради нас, наших родных мест и наших детей. Речь идёт о будущем человечества».

Из выступления кинодокументалиста Джоша Тикелла (Josh Tickell) на пресс-конференции в Н. Орлеане перед премьерой фильма о катастрофе в Мексиканском заливе…

Новости из южноамериканской житницы и курортной жемчужины

За летне-осенний период информация о последствиях катастрофы в Мексиканском заливе приобрела некоторые качественно новые черты. Кратко отмечу наиболее заметные изменения. Наряду с сообщениями об отдельных, частных событиях и фактах «местного уровня», в американском Интернете «закрепились»:

1) разноплановые и регулярные обзоры, тематические подборки и видеорепортажи, посвящённые многочисленным аспектам этой грандиозной рукотворной катастрофы (например, группы Gulf Watchers или эко-активистки Денис Реднур);

2) за многочисленными, но фрагментарными и разнородными полулюбительскими видеороликами, расследованиями и репортажами местных телеканалов пришли материалы некоторых официальных разбирательств (например, мартовские и сентябрьские отчёты спецкомиссий, суммирующих результаты полуторалетнего изучения причин и следствий нефтяной катастрофы), а также доклады независимых групп учёных;

3) увидели свет полнометражные работы кинодокументалистов на тему катастрофы. Причём один из фильмов (The Big Fix) стал участником летнего Каннского кинофестиваля, (факт, который СМИ практически повсеместно игнорировали), и в настоящее время демонстрируется в США и Европе по точечному принципу, вызывая шок зрительской аудитории. Фильмы Freedom (Свобода; 2011), Pretty Slick (Симпатичный нефтяной разлив ; ), Spirit of the Gulf Coast (Дух побережья Мексиканского залива; 2011) менее известны, но также заслуживают внимания. И, наконец,

4) группы активистов, и независимые исследователи геофизического оружия , «чумы Мексиканского залива » и биологических компонентов химтрейлов продолжали свою работу. Все они отмечают, что нефть никуда не делась ; тотальное сокрытие информации и ущерб, нанесённый экосистеме региона, продолжают развиваться; а качественно новые факторы и последствия предстоит наблюдать на третьем году после катастрофы, в 2012-2013 годах.

Можно констатировать, что некоторые исследователи пришли к тем же заключениям, что и мы год назад: за катастрофой в Мексиканском заливе стоит погоня за безграничной глобальной властью , конечной целью которой явится установление технократичной нанодиктатуры (широко известной под термином Нового мирового порядка). Первым этапом на пути к этой цели, вероятно, станет «раскупоривание» громадных запасов нефти, имеющихся на территории (в случае развязывания ими III Мировой войны), а вторым – грандиозное по масштабам отторжение (захват) частных и государственных земель и морских территорий для планирующегося развёртывания на них производства универсального биотоплива из синтетических водорослей. Ко времени завершения этого проекта «балластное население» должно уменьшиться до приемлемой для закулисы численности, что повысит производственную эффективность новой системы и облегчит процесс управления чипизированным стадом с «промытыми мозгами», полностью зависящим от нового «божественного» правительства. Примерно в таких категориях заключаются отдельные элементы уже запущенного процесса терраморфинга (Терраморфинг – искусственное изменение рельефа местности посредством внешних воздействий).

Факты – вещь упрямая, поэтому, «забегая в готовящийся материал» на эту тему, отмечу всего пару из них – тех, что наводят на раздумья. Официальным владельцем буровой платформы «Deepwater Horizont» числится компания «Transocean» , владельцем которой за 3 года до катастрофы стал «Goldman Sachs» (О том, каковы интересы , размах и масштабы у ротшильдовского Голдман Сакса в России можно судить по одному документу о продаже наших госактивов. О существовании таких «бумажек » должен знать каждый).

Факт первый . Незадолго до катастрофы буровую платформу застраховали, так что после её затопления «Трансоушн» вернула себе не только её полную стоимость, но и получила 270 млн. долларов прибыли. «Случайное» дежавю-повторение истории с башнями-близнецами из 2001-го …

Факт второй . В ходе расследования этой крупнейшей экологической катастрофы в истории добычи полезных ископаемых таинственным образом исчезли 6 часов видеозаписей камер наблюдения «на капитанском мостике» перед взрывом, а также «чёрный ящик», находившийся на буровой платформе. Подобное в истории нефтегазовой отрасли случилось впервые. Разумеется, случайно… А официальные комиссии свели события на буровой к «случайной» «роковой цепи ошибочных действий и решений», которые привели к наихудшему из всех возможных сценариев. При этом после каждого неверного шага (из серии всех возможных) выбирался именно наиболее опасный и пагубный. Но эта тема ещё впереди.

А в этой части (первой в заключительной серии обзоров о катастрофе в Заливе) рассмотрим некоторые из перечисленных материалов в англоязычном Интернете. Для начала ещё раз определимся с актуальностью проблемы. На основании огромного фактологического материала, сведений из первых рук и прямого общения с отдельными жителями прибрежных штатов могу утверждать, что и по сей день на разных участках побережья Мексиканского залива волны выносят на сушу выветрелую и свежую нефть (Нефть, подвергшаяся разрушению под воздействием атмосферных условий, морских течений и химических веществ, содержащихся в морской воде). Нефть, нефте-корекситовая пена , нефтяные сгустки и нефтяные шлейфы фиксируются на водной поверхности, на берегу пляжей , с самолётов и из космоса. Местные жители до сих пор (хотя и реже, чем прежде) сообщают о продолжающихся ночных полётах самолётов над Заливом по необычным «сеточным» маршрутам .

Гибель морских и водоплавающих животных и птиц также налицо. Начались мутационные процессы и биологическая деградация, во много раз упала популяция многих промысловых морских видов, (но если многие местные жители считают, что ловить и продавать заражённую пищу из Залива – это преступление, то у правительства и военных мнение иное (Как уже ранее сообщалось в обзоре, морепродукты населению насаждают , а военные закупают их в огромных объёмах)). «Датированных» видео - и фотоматериалов , статей и оперативных сообщений на эту тему предостаточно.

Не прекращаются и массовые заболевания среди населения прибрежной зоны – как среди участников ликвидационных работ, так и среди граждан, которые не были связаны с нефтеуборочными работами. Летние видеоматериалы с побережья Залива были разными. Где-то совершенно пустые пляжи, где-то запечатлены отдыхающие , загорающие посреди нефтеуборочной техники и разлагающихся трупов морских животных, где-то внешне всё благополучно. Пропаганда ВР и рекламных агентств своё дело сделали, и часть американских семей и иностранцев поддалась на «заманухи» и провела отпуск у отравленного Залива , поедая морепродукты из него (Что ж, как говорится, потом не жалуйтесь…)…

В июле-августе 2011 в 10-15 милях от скважин МС252 с самолётов и морских судов были обнаружены многочисленные шлейфы свежей нефти по составу идентичной нефти из залежи ВР (повторилась история, произошедшая в марте 2011-го). Химический анализ собранного вещества подтвердил , что эта нефть из залежи Макондо. Были опубликованы видеосъёмки с управляемых подводных аппаратов ВР, на которых утечки нефти (в районе демонстрируемых подводных сооружений) не наблюдалось. А в октябре 2011 были обнародованы также и видеосъёмки утечки нефти из разрушенной обсадной трубы (выходящей в конус воронки небольшого кратера) на дне Залива в зоне скважины МС252. Ранее участок с таким внешним видом и окрестностями не демонстрировался, хотя съёмка датируется ещё концом апреля 2010 года. Это в очередной раз активировало версию о том, что ВР лишь сделала вид , что «заглушила» аварийную скважину. Вскоре в этом же районе Мексиканского залива было замечено около десятка крупных морских судов ВР, занятых то ли какими-то работами, то ли исследованиями.

21 ноября 2011 года на Интернет-ресурсе «Судебные вести» и в заметке «ВР признаёт факт работ на участке Дипуотэ Хорайзон » сообщалось, что в электронном письме представителя ВР, датированном 18/11/2011 подтверждалось, что поблизости от скважины Макондо находятся «несколько судов, участвующих в исследованиях естественных истечений нефти со дна. Эти исследования уже продолжаются на протяжении примерно месяца. Сбор данных продолжается, и на этой неделе мы обнародовали свежую информацию на конференции американского Общества экологической токсикологии и химии (SETAC) в Бостоне. В ходе этих исследований документируется точное местоположение этих утечек и производится отслеживание потоков нефти от морского дна до поверхности».

Мексиканский залив - участок Мирового океана, из-за особенностей гидрологического режима приравненный к морям (то же самое можно сказать, к примеру, о Гудзоновом, Калифорнийском и Персидском заливах). За своеобразное географическое положение залив (вместе с Карибским морем) часто называют Американским Средиземноморьем, а по площади Мексиканский залив больше, чем половина Средиземного моря.
Внешне напоминающий овал между полуостровами Флорида, Юкатан и островом Куба, Мексиканский залив по своему гидрологическому режиму действительно представляет собой полузамкнутое море западной части Атлантического океана. На юго-востоке залив соединяется с соседним Карибским морем . На востоке он соединяется Флоридским проливом с Атлантическим океаном.
Котловина довольно глубокая: свыше 4 км. Рельеф котловины неровный с подводными холмами высотой до 300 м. На севере, юге и востоке залив обрамлен полосой шельфа шириной до 250 км, где сосредоточены основные запасы нефти и газа в заливе.
Линия побережья неровная, подвергается изменениям в сезон ураганов. Берега преимущественно пологие, местами сильно заболоченные. На болотах Эверглейдс в американском штате Флорида развилась своеобразная тропическая экосистема, охраняемая в Национальном парке Эверглейдс. Также для побережья залива характерны длинные песчаные отмели и острова.
Мексиканский залив - один из самых теплых водоемов в мире, хотя благостную картину портят летние и осенние ураганы. В историю США вошли самые мощные и разрушительные: «Иван» 2004 г., «Катрина» и «Рита» в августе и сентябре 2005 г., «Густав» 2008 г. Мексиканский залив известен еще и тем, что здесь зарождается - самое мощное течение в Мировом океане. Собрав в Мексиканском заливе запас тепла, Гольфстрим выходит в Атлантику и течет вдоль побережья Северной Америки.
Массовый туризм, активно развивавшийся в течение XX в., привел к образованию обширных курортных зон на берегах Мексиканского залива: Пенсакола, Дестин, Майами, Панама-Сити в штате Флорида, Оранж-Бич в штате Алабама, Канкун в Мексике. Американцы называют штаты Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана и Техас, выходящие к Мексиканскому заливу, Третьим побережьем США - после атлантического и тихоокеанского. Отдельным направлением туризма является любительская рыбная ловля в заливе, в том числе акул. Другое экзотическое развлечение в Мексиканском заливе - поиск затонувших испанских и пиратских кораблей с ценным грузом. И сегодня на песчаные берега залива волны изредка выбрасывают старинные испанские монеты: золотые дублоны и серебряные пиастры.
Воды залива бороздят суда начиная с XVI в., когда испанцы вывозили на каравеллах сокровища, отнятые у коренных народов Центральной Америки. В настоящее время Мексиканский залив - важный район судоходства: здесь находятся порты США, Мексики и Кубы. Порты Новый Орлеан (Луизиана, США) и Хьюстон (Техас, США) входят в десятку самых крупных портов мира. Семь из десяти самых больших портов США находятся в Мексиканском заливе.
На шельфе Мексиканского залива сосредоточены значительные запасы нефти и природного газа. Добыча полезных ископаемых ведется на нефтяных платформах.

Происхождение

Предположительно, Мексиканский залив сформировался около 300 млн лет назад. Существует несколько теорий его происхождения. Самая правдоподобная версия - о проседании морского дна в результате тектонических процессов, в то время как популярная версия о столкновении Земли с крупным метеоритом, вследствие которого якобы появилась котловина почти правильной округлой формы, со временем заполненная водами Миссисипи и Атлантики, пока не получила научного подтверждения.

Население

Задолго до эпохи Великих географических открытий побережье залива было заселено индейскими племенами. На территории нынешней Мексики процветали уничтоженные европейцами цивилизации майя и ацтеков, на Кубе жили караибы и араваки, на североамериканском берегу - охотники из племени чокто. Расовая картина коренным образом изменилась, когда европейцы начали истреблять индейцев и завозить сюда рабов для труда на плантациях. Впоследствии большинство населения огромных районов составили метисы. Современное население Мексиканского залива имеет крайне пестрый этнический состав, включающий потомков европейцев, афроамериканцев, мулатов и метисов (преимущественно в Мексике и на Кубе), а также такие специфические этносы, как франкофонные луизианские кейджины (каджуны) - потомки французских акадийцев.
Первым европейцем, исследовавшим Мексиканский залив, был флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи (1454-1512 гг.) в 1497 г. В 1500 г. Мексиканский залив был впервые нанесен на карту испанским путешественником Хуаном де ла Косой (1460-1510 гг.). В XVI в. побережье и острова залива активно осваивали испанские конкистадоры, а в XVII в. - французы и англичане. Подробная карта залива, составленная американцами, появилась только в конце XIX в.: до этого исследованиям мешали частые войны, неопределенность государственных границ и нежелание местного населения платить налоги. Детальное описание гидрологического режима и поверхности дна Мексиканского залива было сделано в середине XX в.

Полезные ископаемые

Мексиканский залив - место разработки ценных полезных ископаемых, район интенсивного судоходства, рыбного промысла и туризма. Наиболее интенсивный рост городов и плотности населения в районе залива начался со второй половины XX в., особенно в районе популярных курортов и центров добычи нефти и газа, таких как Хьюстон (Техас, США). Мексиканский залив настолько богат, что в состоянии прокормить огромное количество населения.
Самые ценные полезные ископаемые залива - нефть и природный газ на северо-западном шельфе. Здесь добывается 25% американского природного газа и около 15% - нефти. Только в нефтяной промышленности занято около 60 тыс. чел. Для добычи используются нефтегазовые платформы в открытом море. Мексиканскому заливу принадлежит честь установки первой в мире нефтяной платформы в штате Луизиана в 1938 г. Ему же принадлежит и другой печальный «рекорд» в этой области: крупнейший в истории американской нефтедобычи взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в 2010 г.
Рыба и морепродукты - второе сокровище залива. По рыбным запасам и их воспроизводству залив стоит на первом месте в Мировом океане. Здесь ловят 25% всей рыбы в США, и здесь же находится половина крупнейших рыболовных портов страны. К промысловым видам относятся тунец, сельдь-менхэден, кампечинский (мексиканский) луциан, ставрида, синий малакант, рыба-меч, групер. На шельфе ведется интенсивный промысел креветок, крабов, лангустов и черепах. Вдоль всего побережья построены устричные садки.

Общая информация

Местонахождение: юго-восточный участок Северной Америки, между полуостровами Флорида и Юкатан, а также островом Куба.

Этнический состав: белые, метисы, афроамериканцы.

Языки: английский, испанский.
Религии: протестантизм, католицизм.

Денежные единицы: американский доллар, мексиканский песо (МХР).

Крупнейшие реки, впадающие в залив: Миссисипи, Рио-Гранде, Колорадо, Бразос, Алабама.

Важнейшие порты: Гавана (Куба) - 2 135 498 чел. (2010 г.), Веракрус (Веракрус, Мексика) -552 156 чел. (2010 г.), Новый Орлеан (Луизиана, США) - 360 740 чел. (2011 г.).
Крупнейшие города: Мексика (Тампико, Тамаулипас, - 305 554чел., 2010 г., Сан-Франсиско-де-Кампече, Кампече, - 220 389 чел., 2010 г.), США (Хьюстон, Техас,-2099451 чел., 2010 г., Тампа, Флорида, - 335 709 чел., 2010 г., Мобил, Алабама, - 195 111 чел., 2010 г., Билокси, Миссисипи, - 45 670 чел., 2008 г.)
Омывает государства: на севере - США (штаты Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана, Техас), на западе - Мексика (штаты Тамаулипас, Веракрус, Табаско, Кампече, Юкатан), на юго-востоке - Республика Куба.

Крупнейшие острова: Куба, Галвестон (Техас, США).

Цифры

Площадь: 1,6 млн км 2 .

Протяженность береговой линии: от мыса Сейбл (юг штата Флорида, США) до оконечности полуострова Юкатан (Мексика) - 5505 км (США - 2700 км, Мексика - 2805 км), северо-западное побережье острова Куба - 380 км.

Протяженность с востока на запад : 1600 км.

Протяженность с севера на юг: 900 км.

Средняя глубина: 1615 м.

Максимальная глубина: впадина Сигсби (4384 м).
Объем воды: 2434 тыс. км 3 .

Соленость: на поверхности - 36,0-36,9% ° , на глубине более 2000 м - 34,98%».

Приливы: преимущественно суточные, до 0,6 м.
Испаряемость в год: 1000-1750 мм.

Климат и погода

Тропический на юге, субтропический на севере.
Средняя температура воздуха в январе:
Веракрус (Веракрус, Мексика) +19°С, Нью-Орлеан (Луизиана, США) +12°С.

Средняя температура воздуха в июле: Веракрус (Веракрус, Мексика) +31°С, Нью-Орлеан (Луизиана, США) +28°С.

Средняя температура воды летом: +29°С.
Средняя температура воды зимой: от+18°С на севере, до +25°С на юге.

Среднегодовое количество осадков: 1000-1200 мм.
Относительная влажность воздуха: 60-80%.

Экономика

Полезные ископаемые: нефть, природный газ.

Рыболовство.
Сфера услуг: транспортные (судоходство), туризм.

Достопримечательности

■ Природные : Национальный парк Эверглейдс (Флорида, США); курорты: Ки-Бискейн, Пенсакола, Дестин, Майами, Панама-Сити (Флорида, США), Оранж-Бич (Алабама, США), Канкун (Мексика);
■ Исторические и культурные: руины городов майя (полуостров Юкатан, Мексика); пирамиды ацтеков (Мексика);
Город Гавана (Куба) : крепость Ла-Фуэрса (вторая половинаXVI в.), монастырь Санта-Клара (середина XVII в.), собор Непорочного Зачатия (серединаXVII в.), Ратуша (конец XVIII в.), кафедральная площадь с собором XVIII в., мемориальный комплекс имени Хосе Марти, бульвар Прадо, Национальный Капитолий (первая половина XX в.), Большой театр Гаваны;
Город Веракрус (Веракрус, Мексика) : крепость Сантьяго, форт Сан-Хуан-де-Улуа, руины древнего города , музей-заповедник Ла-Вента, Аквариум Велакруса, маяк на острове Сакрифисиос;
Город Новый Орлеан (Луизиана, США) : кладбище Сен-Луи, улица Бурбон-стрит, Французский квартал, Мост-дамба через озеро Поншартрен (самый длинный в мире мост - 38,5 км), собор Святого Людовика (XVIII в.), Музей джаза;
Город Хьюстон (Техас, США) : Космический центр имени Линдона Джонсона, небоскребы Даунтауна (Джи-Пи-Морган-Чейз-Тауэр - 305 м, Уэллс-Фарго-Бэнк-Плаза - 302 м, Уильямс-Тауэр - 275 м).
Город Тампа (Флорида, США) : исторический район Ибор-Сити, Аквариум Флориды, Музей-памятник космического шаттла «Челленджер».

Любопытные факты

■ На американском острове Галвестон от страшного урагана в 1900 г погибло около 12 тыс. чел: самое большое число жертв урагана в США.
■ Происходит постепенное обмеление северной части Мексиканского залива в результате наносов рек, в первую очередь реки Миссисипи.

■ Вопреки широко распространенному мнению, в 1494 г. Христофор Колумб не входил в Мексиканский залив, ограничившись лишь изучением западной оконечности острова Куба.
■ По одной из версий, название города Тампа (Флорида, США) произошло от индейского выражения «огненные палки»: так индейцы называли молнии - частое явление во время летних штормов.
■ Индейские холмы в Батон-Руж (Луизиана, США) были насыпаны приблизительно за 450 лет до постройки первой египетской пирамиды.
■ Город Новый Орлеан находится на несколько метров ниже уровня моря и защищен от волн высокими дамбами. Их пришлось восстанавливать после страшного наводнения, вызванного ураганом «Катрин» в сентябре 2005 г.
■ На побережье и островах Мексиканского залива предположительно самое большое количество пиратских кладов в мире, все еще не найденных и ожидающих кладоискателей.
■ Самые неблагоприятные факторы, влияющие на экологическую ситуацию в Мексиканском заливе, - использование на плантациях США сильных химических удобрений, вымываемых дождями и реками в залив, где они стимулируют избыточный рост водорослей, что приводит к гибели рыбы и других морских организмов.

Мексиканский залив представляет собой полузамкнутое море, омывающее берега Мексики, Кубы и государств Центральной Америки. Его воды образуют начало самого важного течения Северного полушария - Гольфстрима. Мексиканский залив богат рыбой и морскими членистоногими, через его водную территорию проходят основные морские пути промышленных и круизных судов Северной Америки.

Геология

Большинство исследователей часто упоминают о космическом происхождении Мексиканского залива. На раннем этапе формирования Земли будущую территорию залива потрясло столкновение с крупным метеоритом. На месте падения образовалось облако пыли, застелившее Солнце. Огромная воронка постепенно заполнялась пресными водами внутренних рек, смешанными с солеными водами Атлантического океана. Вращение Земли в течение многих лет изменяло очертания залива у побережья Центральной Америки, и постепенно он принял привычную для нас форму.

История

Государство Мексика на карте мира появилось сравнительно недавно. Но люди освоили мексиканское побережье залива еще в незапамятные времена. До начала эры великих открытий берега залива населяли различные племена индейцев, находившихся на разных стадиях развития. Южное побережье Мексиканского залива заселяли развитые рабовладельческие цивилизации Центральной Америки. Здесь процветали многолюдные города с развитой инфраструктурой. На Кубе проживали небольшие племена араваков и караибов, промышлявших охотой и рыболовством.

Нашествие европейских завоевателей привело к кардинальной перемене жизненного уклада жителей побережья Мексиканского залива. Жестокие завоевательные походы конкистадоров обескровили коренное население центральной Америки. Мексиканский залив стал местом морских битв за право владения морскими путями из Нового в Старый Свет. Постепенно жесткая ассимиляция коренных народов Америки сменилась мягкой. Испанская и французская колониальные модели позволяли американцами сосуществовать рядом с народами-завоевателями.

В начале XIX века мексиканские земли сменили владельцев, и система стала приспосабливаться к новому, агрессивному англо-американскому укладу. Покупка Луизианы, интервенция во Флориду и оккупация Техаса привели к полному захвату США всего побережья Мексиканского залива. Вследствие этого местное население было оттеснено от побережья, на котором возникали новые города и промышленные предприятия. Как самостоятельное государство Мексика на карте мира появилась в 1821 году.

Население

Население акватории Мексиканского залива имеет крайне неоднородный состав. Здесь живут белые переселенцы самых разных национальностей: кажуны, мулаты, метисы и афроамериканцы.

Нефтяные месторождения

Первые нефтегазовые месторождения Мексиканского залива были открыты на шельфе залива американскими морскими геологами в 1896 году. Наиболее богатые залежи нефти: Агуа-Далс-Страттон, Картридж, Кайю-Алдлен. Они были открыты в 30-х годах 20 века. Месторождения нефти в мексиканской части акватории были открыты уже в 70 годах. Самые известные залежи нефти − знаменитые месторождения Бермудес, Кантарель и Ирис-Хиральдас. Всего были открыты около пяти тысяч нефтяных месторождений, подавляющее число которых располагается в водах Соединенных Штатов.

Трагедия 2010 года

20 апреля 2010 года взорвалась нефтяная платформа «Глубоководный горизонт». Трагедия произошла в 80 километрах от Луизианского побережья в территориальных водах США. В результате трагедии без вести пропало 11 человек, четверо получили ранения разной степени тяжести. Производительность платформы составляла 8 тыс. баррелей нефти в сутки. После взрыва на платформе вспыхнул огромный пожар, и после 36 часов горения она затонула в Мексиканском заливе. После взрыва и затопления скважина была выведена из строя, и нефть стала поступать прямо в воды залива. Эта катастрофа вызвала негативные последствия сначала локального, а потом и мирового масштаба.

Нефтяное пятно общей площадью 965 кв. км приблизилось к берегам США, создавая угрозу пляжам, берегам и рыболовецким районам. 26 апреля подводные роботы нефтедобывающей компании безуспешно попытались устранить пробоину в скважине. Сильное волнение и штормовой ветер мешали ремонтной флотилии полноценно работать в районе бедствия. Государственные службы США начали локализировать разлив путем выжигания нефтяного пятна по периметру.

Катастрофа мирового масштаба

По самым приблизительным оценкам, Мексиканский залив в сутки получал 5 тыс. баррелей нефти в сутки. Четвертого июня 2010 года Национальным центром природных исследований США было смоделировано шесть вариантов развития событий. Согласно этим прогнозам, нефть в Мексиканском заливе должна была достигнуть кубинского берега. Во второй половине августа нефтяное пятно должно было покинуть акваторию Мексиканского залива и начать движение в сторону Европы.

В течение нескольких месяцев 2010 года специалистами компании ВР предпринимались неоднократные попытки устранения последствий взрыва платформы. 9 июня президент США Б. Обама выдвинул ультиматум администрации компании, согласно которому виновникам трагедии было дано 72 часа, чтобы представить убедительный план ликвидации бедствия. В ночь на 12 июня компания установила новую заглушку весом 70 тонн на место трагедии. Предыдущая заглушка, которая не смогла полностью перекрыть протечку, была демонтирована. В процессе переустановки заглушек в Мексиканский залив вылилось дополнительно 120 тыс. баррелей нефти.

День ото дня растут финансовые затраты компании ВР по ликвидации последствий взрыва и затопления платформы. По состоянию на 14 июня 2010 годы ее убытки превысили 1,6 млрд. долл. США. К сентябрю того же годы затраты увеличились в 9 раз.

В результате этой катастрофы более 57 тыс. кв. км оказались загрязненными. Площадь залива закрыта для туризма и рыболовной деятельности. На восстановление экологического равновесия в этом районе понадобятся огромные средства и длительное время.



 


Читайте:



Первый трансатлантический перелёт Какой рейс удобнее – прямой или с пересадкой

Первый трансатлантический перелёт Какой рейс удобнее – прямой или с пересадкой

В 20-е годы XX столетия планета буквально замерла в ожидании первого трансатлантического перелета. Стали готовиться к полету и французские авиаторы...

Наксос – пляжи с рекомендацией Байрона Кухня и рестораны

Наксос – пляжи с рекомендацией Байрона Кухня и рестораны

туристический остров с высокими горными вершинами, средневековыми замками, византийскими церквями и просторными песчаными пляжами. В то время, как...

Самые быстрые поезда россии и ссср

Самые быстрые поезда россии и ссср

ОАО «Метровагонмаш» поставило Московскому метрополитену 150-й восьмивагонный состав модели 81−760/761 «Ока» (в общей сложности столичный...

Где в краснодарском крае можно заняться рафтингом

Где в краснодарском крае можно заняться рафтингом

Водный спортивный поход по Кавказу 3 КС, сплав по рекам Большо Зеленчук, Кубань и Аксаут. Поход состоялся летом 2017 года. Задача на поход —...

feed-image RSS