Главная - Экзотические туры
Черногория. Планирование поездки. Скадарское озеро из будвы самостоятельно на машине

По указанной ссылке подробный план на две недели. Как правило, во время отпуска вы будете корректировать свой маршрут на ходу. Вот вам пост с бумажными картами основных черногорских курортов.

Короткая предыстория этого поста

Статья написана для всех авто путешественников, которые едут в Черногорию впервые. Мое первое черногорское автомобильное путешествие было практически под угрозой срыва, из-за невозможности собрать толковые маршруты в ограниченные сроки.

На форуме Винского тонны полезной и нужной информации, но для её поиска нужно приложить неимоверные усилия и потратить очень много времени. Ввиду актуальности данной проблемы (с которой я тоже столкнулся), было принято решение свести всю актуальную информацию по самым популярным черногорским автомобильным маршрутам в одном посте. Приятного чтения!

Если у вас есть дополнения, замечания или критика, то добро пожаловать в комментарии. Именно благодаря вашим советам и комментариям, статья получилась полной, полезной и информативной.

Прокатились по моим черногорским маршрутам и вам понравилось/не понравилось? Написать про свое автопутешествие

Нашли в статье неточности (со временем что-то могло измениться), тогда ругайте меня в комментариях к посту. :)

Отдых в Черногории можно провести по-разному, либо всё отпускное время потратить на пляж-море-рестораны, либо подробно изучить самую красивую балканскую страну, а бонусом будет отдых на самых лучших пляжах (каждый день на разных).

В отличие от пассивного пляжного отдыха, который к сожалению выбирают многие, у вас будет возможность искупаться и в море, и в Боко Которской бухте, и в горных и лесных озерах, обедать вам предстоит в самых лучших ресторанах или небольших кафе местных жителей, а не в прибрежных туристических местах, продолжать описывать плюсы активного отдыха на авто можно бесконечно.

Где арендовать машину

В эту табличку я поместил основные способы аренды автомобилей в Черногории, более подробно и развёрнуто читайте далее. Привычного каршеринга в Черногории нет, но если брать машину на неделю, то получится даже дешевле.

Арендовать автомобиль в Черногории проще, дешевле и удобнее на местном прокатном сайте (рекомендую именно этот вариант).

Аренда и передвижение по стране доступна по российскому водительскому удостоверению (МВУ - Международное Водительское Удостоверение местные полицейские не требуют), дороги в стране хорошие, выбор машин большой, так что не вижу причин отказывать себе в этом удовольствии.

Изучите подробный отчет о том как я арендовал машину в Будве , там мои отзывы, рекомендации и лайфхаки (настоятельно рекомендую изучить статью). Если совсем нет времени, то прочитайте лайт версию этой полезной статьи, там про черногорскую аренду авто, кратко и толково.

Так же обязательно изучите статью про нетуристические достопримечательности страны (это для тех, у кого очень много времени).

Что важно знать при автомобильной поездке по Черногории

Важная информация!

Выбор: если вы решили провести свой черногорский отпуск на автомобиле, то я настоятельно рекомендую бронировать машину заранее. Чем раньше вы озаботитесь этим, тем больший выбор транспортных средств будет в вашем распоряжении, так сказать есть из чего выбрать. И напротив, прямо перед отпуском выбор прокатных машин ограничен, особенно сложно с выбором в летние месяцы (проверено на личном опыте).

Вы ничем не рискуете: полную сумму аренды вы платите лишь в момент получения автомобиля, бронь можно в любой момент отменить, или изменить.

В Черногории выгодно арендовать машину на длительный срок. Если вы арендуете автомобиль на весь отдых, то значительно экономите на аренде машины (чем больше срок аренды, тем дешевле), на групповых экскурсиях (экскурсии от 20 Евро с человека, а аренда машины от 20 Евро за машину, за день можете объехать пол страны) и такси в аэропорт (в сезон таксисты берут по 50 Евро за поездку). Следует лишь предупредить прокатчика, что бы он привез и забрал автомобиль в аэропорту.

Иногда день аренды машины стоит дешевле, чем поездка на групповую экскурсию! Не верите? Вот тут актуальные цены на самые популярные экскурсии. Я для вас описал самые популярные экскурсионные маршруты , вы можете их изучить и самостоятельно по ним прокатиться.

Местные (черногорские) фирмы по прокату автомобилей (проверить цены). Если вы не планируете путешествовать на автомобиле по Европе, то выгодней всего воспользоваться местными прокатчиками. Автопрокатных фирм в Черногории много, цены у них ниже чем у крупных международных прокатных фирм, но есть ряд ограничений: взять и вернуть машину можно только на территории Черногории (если у вас путешествие через всю Европу, то вам этот вариант не подойдет), выезжать за пределы страны позволит не каждый прокатчик (в соседние страны Албания, Хорватия ещё можно, а дальше в Европу - уже сложней).

  • вокруг Боко Которской Бухты;
  • к Албанской границе и нудистам;
  • через всю страну в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня);
  • лучшие черногорские пляжи на автомобиле;
  • в Национальный парк Ловчен и прекрасные виды на Котор.

На автомобиле вокруг Боко Которской Бухты

Боко Которский залив является самым красивым приморским регионом Черногории, тут есть всё что туристу нужно, от целых городов - памятников ЮНЕСКО (Котор), до крохотных и очень живописных рыбацких поселков. Рекомендую в первый день своего автомобильного путешествия посвятить именно Боко Которской бухте.

Мне настолько понравилась бухта, что я сменил автомобиль на велосипед и объехал Боко Которку на велике.

Карта маршрута вокруг Боко Которской Бухты

Общая протяженность маршрута: 125 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день, маршрут очень интересный.

Автомобильный маршрут вокруг Боко Которской Бухты:

  1. Будва - Котор: 24 км;
  2. Котор - Пераст: 12 км;
  3. Пераст - Рисан: 5 км;
  4. Рисан - Герцег-Нови: 25 км;
  5. Герцег-Нови - Игало: 3 км;
  6. Игало - Каменари: 17 км;
  7. Каменари - Лепетане: 300 м;
  8. Лепетане - Котор: 15 км;
  9. Котор - Будва: 24 км.

Встаем пораньше и едем из Будвы в Котор, пока там ещё нет толп туристов. Утром в Котор лучше ехать через перевал, а не через тоннель. Сразу за стадионом вам следует повернуть (смотрите карту), дорога весьма интересна.

Котор

Практически все парковки в Которе платные, ищите свободное место, паркуйтесь и бегом в Старый город (пока Котор не оккупировали толпы туристов). В Которе и его ближайших окрестностях много достопримечательностей , самые яркие ищите по ссылке.

Небольшой лайфхак по Котору: если приехать до 8 утра, то подняться в крепость Иоанна можно бесплатно, кассиры приходят на работу после 8:00 или 8:30. Берите бутылку воды, удобную обувь и фотоаппарат.

При наличии свободного времени, вот вам список которских интересностей:

  • посидеть в многочисленных кафешках;
  • покормить которских котов;

Боко Которская бухта

Выезжаем из Котора и не торопясь едем вдоль Боко Которского залива. Можно заезжать практически в любой населенный пункт, который вам понравился. Если времени не много, то я настоятельно рекомендую обязательно побывать в Перасте и Рисане , там много чего интересного (особенно в Перасте).

От Переста можно совершить короткую морскую экскурсию к островам (остров Святого Георгия и остров Богородицы на рифе) или более длительную по Боко Которскому заливу, это отлично разнообразит вашу автомобильную экскурсию. Посмотреть на Боко Которскую бухту с моря - это Маст Си для любого туриста. А можно просто побродить по единственной улице Пераста.

На пути следования будут рестораны и кафе, рекомендую пообедать/поужинать на устричной ферме, их в Боко Которке несколько (ищите в окрестностях Пераста, и там где увидите таблички).

Герцег Нови и Игало

Следующим обязательным пунктом нашего автопутешествия является город Герцег Нови. Перед городом , рекомендую туда заглянуть.

Если свободного времени у вас много, то можно заглянуть в соседний городок - Игало. В этом небольшом городе находятся грязелечебница и институт, все желающие могут пройти курс лечения (платно), или извазюкаться в целебной грязи прямо на местных пляжах (совершенно бесплатно).

Паром Каменари - Лепетане

Отправляемся в обратный путь. Для сокращения пути в Будву, можно воспользоваться паромной переправой Каменари - Лепетане (далее можно ехать через Тиват, но без Котора), переправа платная 5 Евро с машины. Сама переправа является одной из достопримечательностей Боко Которской бухты, так что можно этим воспользоваться и полюбоваться видами.

Если возвращаетесь через Тиват, то обязательно загляните в люксовый район Порто Монтенегро , закажите чашечку кофе и наслаждайтесь закатом, который в этих местах великолепен. Либо просто прогуляйтесь по городу и мельком посмотрите на тиватские достопримечательности , для этой прогулки пары часов вполне хватит.

Вечерний Котор

Если времени у вас достаточно, то можно прокатиться вдоль залива (рекомендую именно этот вариант). Если на обратном пути в Будву едете вдоль залива, то обязательно загляните в Котор и полюбуйтесь на его вечернюю подсветку, посидите в одном из уличных ресторанов, которых в городе множество. Открыточный вид на Котор (отражение городской подсветки в воде образует сердечко) доступен с набережной в поселке Муо. Рекомендую, вы не пожалеете.

Из Будвы на юг Черногории к Албанской границе и нудистам

На юге расположен самый протяженный пляж страны - Велика плажа, его длина более 12 километров, тут же расположен самый большой нудистский пляж Ада Бояна. В этом регионе станы (рядом с Албанской границей) Черногория и черногорцы совершенно другие, но тем не менее поездка будет интересной.

Карта маршрута на юг Черногории

Минимальная протяженность маршрута: 220 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день.

Автомобильный маршрут на юг Черногории:

  1. Будва - Бар: 39 км;
  2. Бар - Старый Бар: 5 км;
  3. Старый Бар - Ульцинь: 25 км;
  4. Ульцинь - пляж Велика плажа: 9 км;
  5. пляж Велика плажа - остров Ада Баяна: 7 км;
  6. остров Ада Баяна - Вирпазар: 64 км;
  7. Вирпазар - Риека Црноевича: 25 км;
  8. Риека Црноевича - Будва: 46 км.

Ещё один простой маршрут для адаптации, который идет вдоль побережья и упирается в границу с Албанией. Это если доехать до Ульциня и тем же путём вернуться в Будву.

Если у вас имеется время, и желание проехать вдоль Скадарского озера (но дорога тут достаточно сложная), тогда маршрут можно разбить не несколько участков. Первый участок из Будвы в Ульцинь, ночёвка. Далее, проезжаем горными дорогами вдоль Скадарского озера и ночуем в Вирпазаре. В третий день, посещаем деревню Риека Црноевича. и спокойно возвращаемся в Будву.

Теперь обо всё по порядку.

Выезжаем из Будвы и без остановок (можно и с остановками, кому как нравится) едем до города Бар.

Будванская ривьера

Если время позволяет, то можно по пути заехать в Бечичи и навестить Старую Оливу. Не доезжая до курорта Пржно, можно подняться на гору Челобрдо и полюбоваться с самой лучшей смотровой площадки на прекрасный Свети Стефан. Но следует помнить про время, возможно на эти маршруты следует выделить дополнительный день.

Город Бар и окрестности

В пяти километрах от Нового Бара, есть Старый Бар , вот тут намного интересней, рекомендую не спеша побродить по древнему городу.

Рядом со Старым Баром есть ещё одна достопримечательность - старая олива. Говорят что дереву более 2 000 лет, но на вид так не скажешь. Достопримечательность платная (1 Евро за вход), найти её не очень просто (указал её расположение на гугл карте), вот вам точные координаты @42.0729748,19.1083698, (достаточно ввести в гугл карты). В Бечичи есть похожее дерево, которое примерно того же возраста, возле неё нет туристов, а посетить достопримечательность можно бесплатно.

Ульцинь и Велика пляжа

Следующая наша остановка будет в старинном городе Ульцинь, этот город сильно отличается от других приморских черногорских городов, в нём большая мусульманская община, преобладают мечети, но есть и христианские храмы.

Деревня Риека Црноевича

После Скадарского озера следует ещё одна дилемма, либо возвращаться в Будву по уже знакомой дороге (вдоль моря), либо проехать через небольшой живописный городок-деревню Риека Црноевича (самый красивый городок на берегах Скадарского озера) и далее через Цетинье (Цетинье можно проехать транзитом) вернуться в Будву (этот путь указан на моей карте).

Если вы хорошо справились с горной дорогой через Владимир, то можно ехать в деревню Риека Црноевича. Если дорога для вас была сложной, то лучше вернуться к морю, так как от Вирпазара до Риека Црноевича есть несколько серпантинов и сам путь чуть сложнее.

От Вирпазара до деревни Риека Црноевича не более километров 25, но именно этот участок пути опасней всего. Деревушку Риека Црноевича можно посетить более безопасным путём, если съехать по трассе Цетинье - Подгорица со стороны города Цетинье, тогда путь до деревни будет не более 7 километров.

На автомобиле через всю Черногорию в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня)

Ваша поездка в Черногорию будет не полной, если вы не побываете в горах, цель этого маршрута в посещении Национального парка Дурмитор с ночевкой в городе Жабляк. Но если быть честным, то на нашем пути будут и другие Национальные парки (Скадарское озеро, Биоградское озеро), которые тоже стоят вашего внимания.

Многие совершают поездку в Жабляк на один день, но в спешке не видят всей красоты места, мы не будем спешить и повторять их ошибок. По этой причине поездка разделена на поездку из Будвы в Жабляк и из Жабляка в Будву, туда и обратно едем разными дорогами.

Есть более бюджетный вариант, поехать на автобусную экскурсию «Каньоны Черногории », как она проходит, смотрите по ссылке.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк (первый день)

План следующий, выехать из Будвы как можно раньше, проехать по части вчерашнего маршрута (смотрите выше) и посмотреть, что не успели посмотреть (Скадарское озеро), далее столица Черногории - город Подгорица, далее на север страны и конечная точка маршрута - Жабляк (там ночевка).

Карта маршрута из Будвы в Жабляк

Протяженность маршрута: 245 километров.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк:

  1. Будва - Вирпазар: 43 км (через горы);
  2. Вирпазар - водопад «Ниагара»: 27 км;
  3. водопад «Ниагара» - Подгорица: 7 км;
  4. Подгорица - монастырь Морача: 47 км;
  5. монастырь Морача - Биоградское озеро: 43 км;
  6. Биоградское озеро - водопад Равняк: 28 км;
  7. водопад Равняк - мост Джурджевича: 28 км;
  8. мост Джурджевича - Жабляк: 22 км.

Вирпазар

Выезжаем из Будвы как можно раньше и едем к Скадарскому озеру. Из Будвы в Вирпазар есть две дороги, одна попроще через платный тоннель Созина, вторая бесплатная, интересная и горная. В этом маршруте мы едем по горам (этот путь указан на моей карте). Для этого следует повернуть вглубь страны прямо у Петроваца. В Вирпазаре можно позавтракать, покататься на лодке по озеру, погулять и отправиться дальше.

Черногорский водопаду «Ниагара»

Едем к водопаду «Ниагара», конечно до настоящей Ниагары черногорский водопад не дотягивает, но заехать можно. Будьте внимательны, черногорскую «Ниагару» можно запросто проскочить мимо, если не знать где остановиться (смотрите расположение на карте). :)

Найти путь к «Ниагаре» тоже не просто, она расположена на реке Циевна, на второстепенной дороге. После того как проедете поворот на аэропорт Голубовицы будет мост через реку Циевна, после моста сворачивайте и поезжайте вдоль реки. У водопада имеется ресторан с неторопливым сервисом.

Подгорица

Следующая остановка - Подгорица, тут можно посмотреть на Старый город, мост Миллениум, памятники Высоцкому и Пушкину, пошоппиться в столичных моллах и поехать далее. Многие вообще столицу проезжают транзитом, в этом есть своя правда, так что выбор за вами.

Каньон реки Морача

Дорога вдоль каньона реки Морача приводит нас в монастырь с одноименным названием. Не доезжая до монастыря есть река Мртвицы, обязательно прогуляйтесь по каньону реки Мртвицы, тут очень красивые места (координаты въезда 42.705212 19.374902). Далее, осматриваем монастырь Морача и едем далее.

По пути в нац. парк Биоградское озеро

На пути в Национальный парк Биоградское озеро будет город Колашин, при наличии свободного времени можно его посетить, но если проедете мимо, то практически ничего не потеряете.

Едем в Национальный парк Биоградское озеро, гуляем и отправляемся дальше. Проезжаем город Мойковац, опять же при наличии времени и желания можно там побывать.

По пути в нац. парк Дурмитор

Направляемся в сторону ещё одного Национального парка Черногории, на этот раз это парк Дурмитор и наша конечная цель поездки городок Жабляк. Весь дальнейший путь лежит вдоль каньона реки Тара, тут достаточно живописно. На пол пути к Жабляку можно сделать остановку у водопада Равняк и пообедать в одноименном ресторане (готовят долго, но вкусно).

Мост Джурджевича

Не доезжая до Жабляка сворачиваем чуть в сторону и любуемся видами моста Джурджевича. Можно покататься на ЗипЛайне (зиплайны есть и в других местах Нац. парка), так же есть возможность осуществить сплав на кайаках (рекомендую), но это для тех, кто едет в Жабляк на несколько дней.

Жабляк

Приезжаем в Жабляк. Что бы не терять время на поиски жилья, заранее его бронируем. Тут важно слово заранее, так как на хорошие варианты спрос есть.

Из комфортных мест размещения рекомендую вот эти уютные домики (Vile Calimero), они построены в стиле альпийских шале с камином и домашней атмосферой.

Домики расположены чуть в стороне от центра города, но в пешей доступности. Есть бесплатная парковка, бесплатный WiFi, кофеварка и т.д. И что самое важное, в комнатах уютная, домашняя обстановка, а не чувство отельного номера. Этот вариант отлично подойдет для больших компаний или семей с детьми, есть домики на 7 человек.

Нужен вариант попроще, тогда (Apartmani Prisoje). Очень чистые комнаты, чуть в стороне от центра (но какая разница, вы же на машине), есть бесплатная парковка, мини-кухня, а завтрак входит в стоимость. Если надо, то хозяйка всё подскажет и расскажет, она хорошо говорит по-русски.

Заселяемся, и если силы после дороги остались, то можно отправиться на Чёрное озеро (в 2‑х километрах от Жабляка), для самых стойкий (или самых упертых) можно подняться на утес Чуровац (закаты тут чудесные) и т.д.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву (второй день)

План на этот день следующий, проснуться пораньше, погулять по окрестностям и отправиться обратно в Будву, но другим маршрутом, который тоже обещает быть интересным.

Карта маршрута из Жабляка в Будву

Протяженность маршрута: 286 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву:

  1. Жабляк - плотина Пивского озера: 61 км (через горы Нац. парка Дурмитор);
  2. плотина Пивского озера - Пивской монастырь: 24 км;
  3. Пивской монастырь - Никшич: 51 км;
  4. Никшич - монастырь Острог: 25 км;
  5. монастырь Острог - Даниловград: 30 км (по трассе М18);
  6. Даниловград - монастырь Дайбабе: 26 км;
  7. монастырь Дайбабе - Вирпазар: 26 км;
  8. Вирпазар - Будва: 43 км.

Проведя одну ночь (две, три и т.д.) в Жабляке двигаемся в обратный путь в Будву. В Будву поедем другой дорогой, что бы увидеть как можно больше красивых мест и достопримечательностей.

Пивское озеро, плотина и монастырь

Одна из техногенных достопримечательностей рядом с Национальным парком Дурмитор - это искусственное озеро (Пивское водохранилище) и огромная плотина на нём. Если вам повезет и горная дорога через Национальный парк Дурмитор будет открыта для движения (следует уточнить заранее), то вы увидите красочные виды и сэкономите время в пути. Сама дорога не очень сложная, дорожное покрытие пригодное для любой машины.

Возле Пивского озера следует повернуть направо и ехать вдоль воды не более 15 километров (смотрите карту). Плотина на Пивском озере считается самой большой в Европе, и действительно её размеры впечатляют (высота более 200 метров).

Разворачиваемся и двигаемся на юг, проезжаем Плужине, в нескольких километрах за ним будет Пивский монастырь. После Пивского монастыря рекомендую сделать остановку в Никшиче, размять ноги и погулять вдоль озер (смотрите на карту). Если вы живете в Боко Которской бухте (Герцег Нови, Тиват, Котор и т.д.), то можно прямо от Никшича проехать в Боко Которску, маршрут следующий: Никшич - Грахово - Рисан (смотрите на карте).

Монастырь Острог

Ходит легенда, что всех путников на этой дороге охраняет сам Василий Острожский, который является основателем монастыря, так что ничего плохого на этой горной дороге случиться не должно.

Монастырь Дайбабе и Подгорица

Далее едем в сторону Подгорицы, проезжаем столицу транзитом и заезжаем в достаточно интересный монастырь с забавным названием - монастырь Дайбабе. Если времени хватает, то можно и столицы уделить немного внимания.

Цетинье или Ловчен

Тут следует отметить: вы можете из Подгорицы поехать (через Цетинье) в Национальный парк Ловчен (дорогу смотрите на карте). Однако, я рекомендую выделить на Ловчен, отдельную поездку. По ссылке можно посмотреть, что из себя представляет нац. парк Ловчен , и как там проходят групповые экскурсии.

Черногорские пляжи на автомобиле

Нет никакого смысла арендовать автомобиль и ездить на доступные для всех туристов пляжи будванской ривьеры , там как правило всё предсказуемо (много народу, шумно и всё по-туристически). К тому же на самые чистые пляжи будванской ривьеры на машине не проехать. Так что рекомендую выделить свободный день и пройти самые красивые будванские пляжи пешком.

Учитывая всё вышеперечисленное, предлагаю прокатиться по менее доступных, для безмашинных туристов пляжам, хотя и там тоже будет полно отдыхающих.

Карта маршрута пляжи Черногории на автомобиле

Протяженность маршрута: 120 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут пляжи Черногории:

  1. Будва - пляж Яз: 6 км;
  2. пляж Яз - пляж Трстено: 4 км;
  3. пляж Трстено - пляж Плоче: 2 км;
  4. пляж Плоче - пляж Бигово: 25 км;
  5. пляж Бигово - пляж Голубые горизонты: 19 км;
  6. пляж Голубые горизонты - пляж Крашичи: 5 км;
  7. пляж Крашичи - пляж Росе: 10 км;
  8. пляж Росе - пляж Жаница: 10 км;
  9. пляж Жаница - пляж Миришта: 1 км;
  10. пляж Миришта - Будва: 42 км.

Особо рассказывать про этот маршрут нечего, забиваете координаты в навигатор и едете по всем пляжам. Я постарался включить в этот список самые интересные и менее туристические пляжи (хотя это не про черногорские пляжи, они все туристические).

Дороги по данному маршруту разные, часть пути пролегает по автомагистралям, есть и совсем проселочные, но очень симпатичные (в основном на полуострове Луштица).

Пляжи возле Будвы

Старт маршрута, как всегда из Будвы, ближайший пляж по нашей легенде - пляж Яз. Пляж достаточно большой и при этом рядом с ним нет слишком крупных туристических поселений, самый ближний населенный пункт - Будва. Покрытие пляжа - крупная галька, есть вся туристическая инфраструктура и платная парковка.

Едем дальше, а дальше пляж Трштено. Пожалуй это лучший песчаный пляж возле Будвы, он совсем небольшой так что может быть переполнен. Пляж Трштено отлично подойдет для автотуристов с детками, вход в воду пологий, пляж расположен в укрытой бухте, а это значит отсутствие сильных волн. Покрытие пляжа - песок, есть вся туристическая инфраструктура и переполненная бесплатная парковка.

Ваше автопутешествие будет не полным, если вы не побываете в Национальном парке Ловчен и не полюбуетесь видами на которскую гавань с высоты птичьего полета. Маршрут этого дня не очень продолжительный (не более 130 километров), но из-за сложности ландшафта (горы и холмы), ехать придется с особой осторожностью.

Карта маршрута в Национальный парк Ловчен

Протяженность маршрута: 122 километра.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут в Национальный парк Ловчен:

  1. Будва - крепость Космач: 16 км;
  2. крепость Космач - Цетинский монастырь: 16 км;
  3. Цетинский монастырь - Цетинье: 2 км;
  4. Цетинье - мавзолей Негоша: 20 км;
  5. мавзолей Негоша - село Негуши: 14 км;
  6. село Негуши - серпантин в Котор: 16 км;
  7. серпантин в Котор - крепость Гораджа: 6 км;
  8. крепость Гораджа - Котор: 9 км;
  9. Котор - Будва: 23 км.

Крепость Космач

Выезжаем из Будвы и двигаемся в сторону Цетинье, на пути можно посетить австрийскую крепость Космач (постройка 1841-50 годов). Для любителей исследовать фортификационные сооружения, крепость Космач подойдет идеально, она хорошо сохранилась и в то же время имеет боевые шрамы.

Добраться до крепости не так уж и сложно, как это может показаться изначально. Мы едем из Будвы в Цетине, после затяжного подъема (над побережьем) дорога начнет уходить левее в горы, въезжаем в село Браичи (тут можно припарковать машину и до форта дойти пешком). Сбавляем скорость и ищем небольшой туристический указатель (поворот направо указатель коричневого цвета), сворачиваем и едем по узкой дороге (покрытие асфальт, но дорога так себе).

Проехав поселок дорога становиться ещё хуже, да к тому же раздваивается, нам нужна та что идет на право с сильным уклоном (больше похожа на тропу). Дальше ехать не стоит, паркуемся и идем пешком (не более 5 минут), припарковаться можно и на магистрали у селения Браичи, тогда пешком не более 15 минут.

Цетинье

Далее едем в Цетинский монастырь. Про Цетинский монастырь писать много не буду, никаких сложностей с его посещением возникнуть не может, слишком туристическое место. Грех быть в Цетинье и не погулять по городу, ведь это бывшая столица Черногории. Обязательно посетите главную улицу города и загляните в какой-нибудь музей. Собственно, вся жизнь в городе протекает на этой улице, тут и рестораны, и магазинчики, а рядом все достопримечательности.

Национальный парк Ловчен

Из Цетинье едем в Национальный парк Ловчен, въезд платный, плата взимается с машины. В самом Нац. парке есть несколько дорог и не так важно по какой из них вы проедете. При наличии времени стоит объехать Наиональный парк Ловчен по кругу и полюбоваться видами.

Следует быть внимательным с навигаторами и прочими гугл картами, они в этой местности могут врать. Обратите внимание на скан карты к этой части поста, на ней гугл мапс (по непонятной причине) не дал мне проложить прямой путь из Ловчена в Котор (по знаменитому которскому серпантину), настойчиво направляя ехать в объезд через Цетинье.

У мавзолея Негоша оставляем машину и топаем вверх по ступенькам, ступенек очень много, но и виды открываются красивые. Вход в мавзолей платный, но если вы не большой фанат Негоша, то во внутрь можно и не ходить.

Следующим обязательным пунктом нашей автомобильной экскурсии по Национальному парку Ловчен будет село Негуши (созвучно с Негошем, но это разные вещи:)). Село Негуши знаменито своим пшрутом (вяленным мясом), говорят что именно в этом месте продукты самые лучшие. Тут я ничего комментировать не буду, сами выбирайте, место очень туристическое и входит в состав групповых экскурсий по Ловчену.

Которский серпантин

Закупились у местного населения вином, сыром, пшрутом, пообедали и поехали в сторону Котора. Но торопиться не стоит, а стоит внимательно выбрать место для селфи на фоне которской бухты, лучшие фотки получаются с которского серпантина, хотя там много мест с хорошими видами.

Спуск в Котор не настолько страшный как его описывают, да тут очень узкие дороги, да тут крутые повороты, так называемые «шпильки» (поворот на 180 градусов), но со встречкой разъехаться можно. Есть две основные опасности этого серпантина, потрясающие виды и монотонность дороги. Будьте внимательны.

Если вы хотите посетить ещё одну крепость и на улице ещё светло, то сверните в сторону (смотрите на карте) и совсем рядом будет крепость Гораджа. Сохранность у этого оборонительного сооружения отличная, подъезд на машине хороший, вход бесплатный.

Вечерний Котор

Последняя точка нашей сегодняшней экскурсии - это вечерний Котор, не поленитесь и загляните в город, вечером он особенно очарователен, нет толп туристов, зато есть уютные кафе, маленькие рестораны в Старом городе и огромное количество которских кошек, которые по вечерам тоже любят гулять по своему родному городу.

Вот и завершился очередной увлекательный день (отпуск) в Черногории, благодаря автомобилю мы провели его интересно и динамично. Возвращаемся в Будву и вспоминаем этот день, этот отпуск, эту замечательную, приветливую Черногорию...

Ни гвоздя вам, ни жезла.

Фотографии к посту принадлежат: Nick Savchenko / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.


0 отзывов

Практическая информация

Для кого: для молодежи и людей среднего возраста
Продолжительность: 6 дней
Цена на 1 человека: 530 €

В стоимость маршрута по Черногории включены:

  • проживание в отеле 4* (25 € в день),
  • транспортные расходы (такси, автобус, катер)
  • расходы на питание (обед, ужин - 30 € в день)

Лучшим сезоном для путешествия по курортам Черногории является сезон с августа по конец сентября.

Отели и билеты на транспорт лучше бронировать заранее (1-2 месяца до поездки). Перемещаться между курортами Черногории лучше всего на автобусах, которые регулярно отходят от городских автовокзалов. Для больших компаний неплохой альтернативой (по соотношению цена-качество) будет такси. Оптимальным местом для проживания, во время маршрута по Черногории, является курортный город Будва, связанный регулярным сообщением со всеми важнейшими регионами страны.

Специфика Черногории - цены в отелях значительно выше, чем в частном секторе, поэтому, при длительном проживании в одном месте, имеет смысл подыскать бюджетный вариант заранее. Цены на питание и проживание указаны в среднем диапазоне.

Не забудьте распечатать маршруты по городам, включенные в маршрут по Черногории.

Описание маршрута по Черногории

Одной из главных особенностей отдыха в Черногории является то, что крупнейшие курорты этой небольшой страны расположены в непосредственной близости друг от друга. При желании, объехать самые живописные места 2 основных туристических зон Черногории - Адриатического побережья и Которского залива можно всего за одну неделю.

День первый. Подгорица и Будва

Время на посещение: 1 день

Наш маршрут по Черногории начнется с прилета в главный международный аэропорт , расположенный в непосредственной близости от ее столицы - Подгорицы. Из аэропорта Подгорицы можно доехать до столичного авто- или железнодорожного (они расположены друг напротив друга) откуда можно отправится к главному пункту нашей экскурсионной программы и, по совместительству, крупнейшему курорту Черногории - городу Будве. Этот курорт является важнейшим транспортным узлом региона и станет опорной точкой в дальнейших передвижениях по стране.

Автобус Будва-Бар
Время в пути:
40-50 минут
Стоимость билета: 4 €

День четвертый. Котор

Время на посещение: 1 день

После активного погружения в историческое наследие Герцег-Нови можно снять напряжение и отдохнуть на одном из крупнейших пляжей полуострова (расположенного через небольшой пролив в сторону Будвы) - Жаниц. Рядом с ним находится другая местная достопримечательность - или грот Плава Шпиля, лодочную поездку к которой можно также включить в программу.

Автобус Будва-Герцег-Нови
Время в пути:
50 мин
Стоимость билета: 5-6 € (паром включен)

День шестой. Подгорица

Время на посещение: 1 день

Перейти на страницу

Возвращение в Подгорицу. Прогулка по города и прощальный в одном из крупных торговых моллов черногорской столицы.

Автобус Будва-Подгорица
Время в пути:
1,5-2 часа
Стоимость билета: 5-7 €

Такси Будва-Подгорица
Время в пути:
1 час
Стоимость: 50-60 € (до автовокзала Подгорицы)

Черногория - великолепная страна со множеством природных и культурных достопримечательностей, в 2018 году вошла в список самых популярных направлений, где чаще всего отдыхали россияне, а общее количество туристов в стране увеличилось на 45% по сравнению с прошлым годом.

Популярность Черногории возникла не на пустом месте. Страна небольшая, но в ней есть море и горы, красивые старинные города и одни из самых живописных в мире дорог для автопутешествий. Кроме того, это одна из самых недорогих европейских стран. Как по ней лучше путешествовать?

В Черногории развитое автобусное сообщение, а кое-где даже ходят поезда, но путешествие на своем или арендованном автомобиле - пожалуй, единственный доступный способ посмотреть больше красивых мест и получить больше впечатлений. Путешествуя на авто, вы не привязаны к расписаниям общественного транспорта или туристических бюро и полностью распоряжаетесь своим временем.

В этой статье - еще 7 причин путешествовать по Черногории на автомобиле.

1. В Черногории можно пользоваться национальными водительскими правами

Да, это не опечатка. Для путешествий по Черногории на авто водительское удостоверение международного образца - не обязательно. Можно путешествовать и с национальным - в том числе, российским. Все что нужно - это действующий загранпаспорт.

2. В Черногории много прокатных компаний и относительно недорогая аренда, а также недорогой бензин

Компании есть международные (Europcar, AVIS, Hertz, Alamo…) и местные. Цены у первых обычно выше, чем у вторых. Международные компании также берут высокие депозиты - сумма сразу блокируется на кредитной карте. Некоторые крупные местные компании, например, «Сел и Поехал » не только предлагают машины по выгодным ценам (от 9 евро/сутки), но и не берут депозит, избавляя вас от лишних расходов.

Что можно арендовать за 9 евро? Например, Nissan Micra 2012 года на сайте той же прокатной компании. Это небольшая машина эконом-класса на 5 мест с автоматической коробкой передач, 1,2-литровым двигателем и кондиционером. Популярная среди автопутешественников Toyota Yaris стоит немногим больше - от 13 евро в сутки. Машины представительского класса - от 30 евро. Внедорожники и кабриолеты - от 40 евро.

Машину в Черногории можно заправить тремя видами топлива: 95-м, 98-м бензином или дизелем. Стоимость топлива везде одинаковая - в среднем, 1,2–1,4 евро за литр. Цена зависит от цен на нефть и может колебаться в течение года.

Автомобиль лучше бронировать заранее, как минимум за месяц до поездки - особенно, в летний сезон. С каждым годом Черногория становится все более популярной и, несмотря на то, что прокатных компаний много, машины быстро разбирают, и найти что-то на месте не всегда получается - можно остаться без транспортного средства. Кроме того, заблаговременная аренда позволяет сэкономить, так как перед началом туристического сезона цены ниже.

3. Машину можно взять напрокат уже в аэропорту, а сдать - в любом городе на ваш выбор

В Черногории два аэропорта: в Тивате, который работает во время туристического сезона и обслуживает, в основном, чартерные рейсы; и в столице Подгорице - там аэропорт работает круглогодично. В обоих аэропортах есть офисы международных прокатных компаний, но местные фирмы без труда доставят автомобиль к моменту вашего прилета, встретят по-дружески с табличкой в руках, на которой будет ваше имя, оформят на месте все документы и дадут ценные советы насчет путешествия.

Сдать автомобиль можно там же, в аэропорту, либо в другом городе - такая услуга может быть платной, но, как правило, она есть у большинства местных прокатных компаний.

4. Черногория - очень компактная страна и ее можно проехать на машине за неделю

Пожалуй, главная причина для путешествия по Черногории на автомобиле - ее компактность. Площадь Черногории всего 13 812 кв. километра. Это 155-я из 200 стран по территории. Ее можно объехать всего за неделю.

На юге страны Адриатическое море, на севере - горы высотой до 2500 метров. Самые крупные горные массивы: Проклетие на границе с Сербией и Албанией, Дурмитор, Визитор и Комови, образующие Динарское нагорье. Искупавшись утром в море после шумной ночной вечеринки, можно за три-четыре часа на машине добраться до горных вершин, чтобы насладиться тишиной, прийти в себя и снова вернуться отдыхать на побережье!

Однако, вам вряд ли захочется уезжать из «Черных гор» (так переводится название страны с итальянского - Монтенегро) - там совершенно другой мир: хвойные леса, горные реки и ледниковые озера, каньоны. Зимой открыты и пользуются огромной популярностью горнолыжные курорты.

5. В Черногории множество маршрутов для автопутешествий

Черногория - это не только красивая природа и города, но и красивые дороги между ними. Вот пять самых красивых и интересных:

Тиват - Херцег-Нови, 63,4 км
Дорога вдоль побережья Боко-Которского залива стоит того, чтобы проехать по ней хотя бы раз в жизни. Здесь горы встречаются с морем в буквальном смысле слова - две природные стихии, благодаря которым знаменита Черногория, в свое время были дополнены венецианской архитектурой городов Котор, Пераст и других менее известных (но не менее красивых).

Плужине - Жабляк, 49,9 км
Дорога через национальный парк Дурмитор (всего в Черногории пять национальных парков!), который является также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк знаменит своими 48 горными пиками и ледниковыми озерами. Небольшое расстояние, скорее, плюс чем минус - можно не торопиться и делать больше остановок в самых красивых местах и проводить в них больше времени, фотографируя пейзажи и просто отдыхая.

Котор - Ловчен, 78,3 км
Дорога на самую знаменитую гору Черногории Ловчен и вокруг нее знаменита 26-ю поворотами, за каждым из которых открывается все более впечатляющий вид на Боко-Которский залив. Серпантины не раз мелькали в телевизионной программе Top Gear и рекламных роликах различных автомобилей. Дорога также пролегает через село Негуши, где родился Петр II Петрович - правитель Черногории и драматург, который сделал ее современным государством и написал множество стихов.

Опасаница - Мойковац, 46,6 км
Дорога через мост Тара - самый длинный мост в Черногории (365 метров) через одноименную горную реку в самом глубоком в Европе каньоне (170 метров). По мосту стоит не только проехать, но и обязательно выйти и пройти мост пешком в оба направления, чтобы полюбоваться видами.

Даниловград - монастырь Острог, 22,3 км
Дорога к знаменитому православному монастырю, названному по имени святого Василия Острожского, построенная в скале на высоте 900 метров над уровнем моря. На самом деле, дороги две и с обеих открываются великолепные виды.

Важно помнить: путешествуя на машине по Черногории, вы можете практически везде устроить кемпинг и насладиться дикой природой, переночевав в палатке. В горах полно родников со свежей водой. По ним же можно уйти в пеший поход на несколько дней, оставив машину на парковке при въезде в национальный парк. В Черногории проложены одни из лучших в Европе туристических пеших маршрутов. Они размечены, есть карты - потеряться сложно.

6. Из Черногории можно съездить в соседние балканские страны, а еще - в Италию на пароме (!)

Черногория - одна из 12 балканских стран. Это еще одна причина путешествовать по ней на своем или арендованном автомобиле - можно заехать к соседям. По российским правам можно ездить в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Греции и Сербии. По международным: в Албании.

В любом случаях у вас должен быть действующий загранпаспорт и действующая виза той страны, куда вы направляетесь, если она нужна. Виза точно пригодится для путешествия в Италию, куда из Черногории можно добраться на пароме.

Италия целиком хоть и не входит в число балканских стран (только ее часть - северный регион Триест на границе со Словенией), но часто с ними ассоциируется. Ближайшая соседка Балкан может предложить путешественнику еще больше возможностей для бюджетного и интересного отдыха.

Паром ходит с мая по декабрь из черногорского города Бар в итальянский город Бари. Машину, конечно, можно взять с собой! Двухместная каюта с окном, плюс легковой автомобиль или джип в сезон будет стоит от 300 евро туда-обратно.

Зачем ехать в Бари на машине? Это красивый город-порт на юге Италии, столица региона Апулия и административный центр одноименной провинции. Один из самых древних и известных городов региона. Сам город небольшой - его можно осмотреть и пешком. Машина пригодится для поездок и по другим интересным местам Апулии. Меньше чем в 100 км от Бари в Альберобелло находятся знаменитые домики Трулли, карстовый пещерный комплекс Гротте-ди-Кастеллана, древнейший скальный город Матеру.

7. Черногория медленно, но верно движется в эпоху электромобилей, а это интересно

Осенью самый известный путеводитель в мире Lonely Planet опубликовал ежегодный список тревел-трендов на будущий год. В нем пять пунктов, один из которых - путешествия на электромобилях. Эксперты издания считают, что скоро мы будем путешествовать на них так же легко и просто, как на обычных, и даже брать их напрокат. На самом деле, это уже происходит, в том числе, в Черногории, которая медленно, но верно движется в эпоху электромобилей. Вот три реальных примера:

В октябре этого года компания Parking Service Tivat (PST) объявила о том, что планирует установить в городе Тиват зарядные станции для электромобилей. Программа осуществляется в рамках городского проекта под названием Smart-e-Mobility. Скоро в Тивате можно будет зарядить даже «Теслу», а на них заряжают гольф-кары.

Чуть раньше в Черногории запустили первый электроавтобус! Сейчас он используется для перевозки туристов в национальном парке Дурмитор в течение лета, а также зимой во время лыжного сезона.

В начале осени в Черногории открылся офис компании Eco Tuk Tuk Tours. Она предлагает поездки на электрических тук-туках - маленьких трехколесных машинах, распространенных в Юго-Восточной Азии. Они популярны у туристов, которые арендуют их для поездок по Боко-Которскому заливу.

И, кстати, это еще один маршрут для путешествия по Черногории на автомобиле.

Для знакомства с главными достопримечательностями страны лучше всего арендовать автомобиль. Протяженность маршрута по Черногории 425 км.

Черногория небольшая страна, и даже короткую поездку можно дополнить рафтингом.

Маршрут по Черногории начните с Херцег-Нови, после чего держите путь в Котор и хотя бы на час задержитесь в Перасте. В этих трех древних городах много мощенных мрамором площадей и старинных храмов. Следующим утром поезжайте в бывшую черногорскую столицу Цетине через Национальный парк Ловчен; по пути сделайте остановку, чтобы посетить мавзолей Негоша. Продолжайте путь на север к речному каньону Шчепан-Поле, главной отправной точке сплава по реке.

Следующим утром покорите реку Тара, спустившись на рафте, а потом поднимитесь к монастырю Острог. Достигнув Подгорицы, отпразднуйте это событие в одном из местных баров. На четвертый день держите путь к Вирпазару чтобы совершить круиз по Скадарскому озеру. Спуститесь к Свети Стефану и полюбуйтесь островом, купаясь в море. Проведите последний день в Будве, исследуя Старый город и бездельничая на пляже.

Маршрут по всей Черногории

770-километровый маршрут охватывает большинство достопримечательностей Черногории. Тур не предусматривает жесткого графика - вы сами можете выбирать места, где вам хотелось бы задержаться подольше.

Начните с Херцег-Нови, возьмите лодку или каяк, чтобы посетить остров Мамуда, Синий Грот и пляжи полуострова Луштица. По пути в Пераст остановитесь в Морине и Рисане и не упустите возможность совершить поездку к острову Богоматери на Скале. Остановитесь в Которе, окруженном крепостной стеной. Отсюда можно посетить Доброту, Прчань и Стопив. На следующий день поезжайте через Национальный парк Ловчен к Цетине, остановитесь в монастыре Острог и не упустите возможность рафтинга в Шчеран-Поле. После спуска по реке, вместо того чтобы направиться в Подгорицу, в Плужине поверните на восток в Национальный парк Дурмитор к Жабляку. Погуляйте по национальному парку, как минимум, вокруг Черного Озера.

Следуйте дорогой вдоль реки Тара в уединенный монастырь Добрилопина через Национальный парк Биоградска Гора. На ночлег вы можете остановиться в хижине в Национальном парке или можно доехать до Колашина, где есть хорошие отели.

Осмотрите монастырь Морача перед тем, как окажетесь в Подгорице, где можно приятно провести остаток дня. Утром отправляйтесь в Вирпазар, чтобы совершить круиз по Скадарскому озеру, затем держите курс на Муричи.

Обогните горный массив Румия, пока дорога, идущая вдоль албанской границы, не упрется в прибрежный городок Улцинь. Обязательно посетите Большой пляж прежде, чем продолжить путь вдоль побережья. Сделайте остановку, чтобы осмотреть живописные руины Старого Бара, а потом позвольте себе отдохнуть на пляже города Петровац. Продолжайте держать путь вдоль побережья к пляжам Свети Стефана и Пржно. Закончите путешествие в Будве осмотром Старого города и купанием в море.

Если вы выберете для передвижения автобус, то вам придется немного скорректировать маршрут. От Котора легко добраться до Истине и Острога, можно также выделить один день для рафтинга. Добраться до Жабляка можно на рейсовом автобусе Никшич-Жабляк. Чтобы добраться из Жабляка в Колашин, надо ехать на автобусах через Подгорицу или Плевлю. В Вирпазаре сядьте на поезд, идущий в Бар, а потом на автобусе доберитесь до Улциня.

Путешествие по побережью

Проведите день в Херцег-Нови и рассмотрите возможность совершить поездку на каяке или лодке на пляжи полуострова Луштица. На следующий день не спеша отправляйтесь в сторону Котора, по дороге осматривая римские мозаики в Рисане и барочную красоту Пераста. На следующий день остановитесь в Которе, прогуляйтесь по его крепостной стене, отправьтесь в пеший тур по горному хребту Врмак, исследуйте соседние прибрежные деревушки или просто прогуляйтесь по очаровательному Старому городу.

Если вы путешествуете на автомобиле, то по горному серпантину поднимитесь в Национальный парк Ловчен и посетите Мавзолей Негоша; остальную часть дня потратьте на изучение музеев и галерей Цетине, прежде чем отправиться на ночевку в Будву. Если вы путешествуете на автобусе, поезжайте прямиком в Будву и посетите Цетине на следующий день.

На следующие два дня забазируйтесь где-нибудь на 20-километровом побережье между Буд-вой и Петровацем. Преимущество Будвы в ее Старом городе и бурной ночной жизни. К тому же это самое удобное место для того, чтобы совершить однодневные поездки в монастырь Острог и на Скадарское озеро, а также для рафтинга на реке Тара. Петровац с его большими пляжами хорошо подходит для семейного отдыха. В соседних Пржно и Свети Стефан много ресторанов и есть возможность размещения в отелях любой ценовой категории.

Независимо от того, где вы остановитесь, обязательно совершите прогулку через лес от Свети Стефана к Пржно. Автомобиль или велосипед помогут вам открыть красоту заливов Дробни Пиесак и Риека Режевичи. Поблизости есть несколько монастырей: Подмайне и Подострог около Будвы, Режевичи и Градиште около Петроваца.

Продолжая маршрут по Черногории на юго-восток вдоль побережья, осмотрите руины Старого Бара по Дороге к Улциню. Атмосфера этого в значительной степени албанского города отличается от остальной Черногории. Здесь также есть интересный Старый город, и череда скалистых бухт к востоку от многолюдного городского пляжа, где можно заняться дайвингом. Поблизости находится 12-километровый песчаный Большой пляж и 3-километровый пляж на нудистском острове Ада Бояна.

Север страны

Этот горный 650-километровый маршрут охватывает красивейшие места Европы и уединенные монастыри, а также позволяет заняться пешим горным туризмом. Часть этого маршрута (дорога Плужин-Жабляк) зимой может быть закрыта. Рафтинг с октября тоже невозможен.

Проведите утро, изучая столицу и самый большой город страны Подгорицу, а затем через Даниловград отправляйтесь в живописный монастырь Острог. Держите путь через Никшич; шоссе идет через сельскохозяйственные угодья, прежде чем достичь Пинского монастыря и начала каньона Пива. Далее дорога проходит через многочисленные туннели, пока не достигнет боснийской границы в Шчепан-Поле, главной отправной точки рафтинга. Остановитесь на ночь в одном из здешних лагерей.

Начните день с рафтинга по реке Тара, а затем сядьте в автомобиль и, обогнув каньон, направляйтесь в Плужин. Отсюда сверните на живописную горную дорогу, идущую через Национальный парк Дурмитор к Жабляку. Потратьте оставшуюся часть дня и следующее утро на пешие прогулки по парку.

На четвертый день поезжайте на восток к мосту через Тару и далее на север к Плевле, чтобы посетить самую красивую мечеть Черногории и живописный православный монастырь. Вернитесь к мосту через Тару и продолжите путь на юго-восток вдоль реки. Рассмотрите возможность отдыха в эко-оазисе Суза-Европа. Отсюда вы можете добраться к уединенному монастырю Добриловина и к тихой речной заводи, где можно искупаться.

Продолжите путь в сторону Мойковаца, а затем, свернув на север, обогните горный массив Беласиха и вернитесь через Беране в Плав. Остановитесь на ночлег где-нибудь поблизости, чтобы на следующий день совершить пеший тур по Национальному парку Проклетье; постарайтесь выкроить немного времени для посещения старого турецкого города Гусине. На следующий день поезжайте через Андриевицу по головокружительной проселочной дороге в горный курорт Колашин, а затем отправьтесь в пешую прогулку по Национальному парку Биоградска Гора.

Обратная дорога в Подгорицу идет через каньон Морача. Она очень живописна, впрочем, как и любая в этой поездке. В начале каньона не пропустите тихий монастырь Морача и восхититесь его древними фресками и иконами. Возможно, вам придет в голову вознести молитву о благополучном завершении вашего путешествия.

Отчет о путешествии на арендованной машине по Черногории в мае-июне 2017 года. Подгорица, Калашин, Плав, Боснийская сторона, Жабляк, Плужине, Никшич, Херцег-Нови, Которская бухта, Будва, Цетине, Петровац, Бар, Ульцинь, Скадарское озеро, Подгорица.

Предисловие

После нашей первой заграничной поездки в "пакетную" Турцию в 2015 году мы поняли, что это скука дикая, поэтому в 2017 году решили устроить путешествие по своим правилам. Решено было ехать в Черногорию: считай, братский народ, виза не нужна, цены адекватные. В целях экономии мы взяли с собой палатку, хотя до этого ночевали в ней несколько раз на местных вылазках. Ну что, интересно, что из этого вышло?

Аренда машины в Черногории

Особой подготовки к этой поездке не требовалось, ведь заграны у нас уже были, наши права для вождения в Черногории подходят, а билеты купить было совсем несложно, но пункт с арендой вызывал вопросы, так как машину мы брали в первый раз.

Подсчитав деньги, мы решили все-таки раскошелиться на авто и отмели вариант общественного транспорта, ведь машина на отдыхе - это свобода, тем более, когда у тебя палатки, спальники и пенки. Помониторили международные агрегаторы, но там везде был огромный залог, и оплачивать его не хотелось. А потом наткнулись на местный сайт: montenegro.rentacarfor.me , где аренда была дешевле и без залога, при этом с русскоязычной поддержкой.

На 14 дней аренда Toyota Yaris вышла примерно в 33 тысячи рублей, и эта машина полностью нас устроила. Мужа немного подбешивал вариатор и в горах веселее было бы на машине помощнее (хотя некритично), зато расход составил смешные 5-6 литров, а при цене бензина в евро и нашем километраже это дало нормальную экономию.

Подгорица

Прилетев в аэропорт, мы без проблем забрали свою машинку, послушали инструктаж (на английском) и сразу поехали на первый объект — водопад "Ниагара". Он был по пути к самой Подгорице.

Водопад, хоть и небольшой, но очень понравился

Потом устроили прогулку по городу, оставив авто у хостела, который арендовали на первую ночь. Мосты, парки, мечети... пешком обошли весь город! В этот же день купили местную симку в Montenegro Mall, пенку и горелку с газом: наша к местному "протыкному" газовому баллону не подошла.

Прошлись про трем мостам через Морачу

Дороги не загруженные, разве что в центре, но с парковкой мы так и не поняли: много где висят знаки платной парковки, но непонятно, как оплачивать. В итоге мы всегда становились на "стихийных" парковках. Найти их, в принципе, всегда получалось.

Колашин

На второй день мы отправились в Колашин, так как в Подгорице посмотрели все, что могли, а по пути заехали посмотреть на древний город Дукля, крепость Медун и монастырь Морача, который не зря считается самым известным в Черногории. По пути собрали нереальное количество небольших тоннелей: без освещения, без отделки... просто дыра в скале и все. Необычно, да еще и бирюзовая Морача внизу ущелья течет — хоть каждый километр делай остановку и любуйся видами.

Колашин показался нам очень тихим и приятным городком: запомнилась площадь, вымощенная брусом, отель Бианка и ботанический сад. Спасибо смотрителю: подсказал, что ехать в Плав нужно через Комови, а не как мы изначально планировали. В итоге дорога Колашин - Плав была одной из самых живописных.

В Колашине было совсем мало людей, очень тихо и умиротворенно

Плав

После первой ночевки в палатке около реки на съезде с дороги мы отправились в Плав по той самой дороге: когда открылся вид на Черную гору раза четыре останавливались фотографироваться.

Собственно, та самая Черная гора

В Плаве пообедали на озере и двинулись в сторону Боснии. Заехали в Гусине, в монастырь Брезоевица, посмотрели церковь Святой Троицы, а дальше случился инцидент, о котором мы будем рассказывать детям.

Эх, надо было брать лодку и кататься по Павскому озеру

Где-то я вычитала о красоте Хридского озера, и потащила туда мужа. А дорога оказалась вообще никакая. Но машина то не наша, почему бы не рискнуть. Проехали первую часть по ужасному асфальту со скоростью 30 км/ч (минут 30), потом около часа ползли в гору по каменистой грунтовке со скоростью 15-10 км/ч.

Мало того, что слегка перегрелись, так еще и что-то повредили днище отскочивим камнем. Снизу начало пугающе дребезжать, из-под капота подозрительно подванивать, и мы решили, что пора спускаться вниз на нейтралке. То, как меня накрыла истерика, когда мы разворачивались на дорожке шириной в 2 метра между скалой и обрывом — отдельная история. До озера мы так и не доехали, и вам туда рекомендую только пешим броском (очень долго) или на джипе.

В тот день злые и озадаченные поломкой заночевали в палатке возле домов в каком-то населенном пункте на пути к Беране. Проблему решили устранять с утра.

Беране, Рожае, Бело Поле

В автосервисе в Беране нас не починили: к тому моменту мы уже догадались, что погнули глушитель. Видимо, так как машина арендованная, сервис-мэн не решился на крайние меры. А вот паренек в Рожае решился. За 5 евро он разрезал, выгнул и заварил трубу обратно. Муж в этот момент заметно повеселел.

В Боснийской стороне мы побродили по мечетям, башням, церквям и отправились в сторону Дурмитора, где первой остановкой был парк "Биоградская гора".

Парк "Биоградская гора"

Рожае совсем не маленький, да и вообще Боснийская сторона намного оживленнее севера и даже побережья в несезон.

Шел сильный дождь, и погулять не получилось, но мы все равно заплатили 6 евро за въезд на территорию, чтобы посмотреть на озеро.

Дождевички надел — и вперед!

Следующая остановка — мост Джорджевича. Благо, буквально за 5 минут до подъезда к мосту дождь кончился, и мы смогли насладиться видом на Тару. А теперь по невероятно живописным местам до Жабляка!

Вид на реку Тара с моста Джорджевича из памяти не сотрешь, даже если захочешь

В горах было сыро и прохладно, а мы и так замерзли на Биоградской горе, поэтому решено было снять домик рядом с кемпингом Иван До. Две ночи в двухэтажном домике с буржуйкой и видом на горы за 30 евро? Жаль, что нельзя остаться тут на недельку.

Жабляк

Первый день в Дурмиторе мы посветили обходу озер: Змеиное, Барно ну и, конечно, Черное. На это реально ушел весь световой день, но было очень круто. Везде запах дровишек — отопление-то почти по всей Черногории печное. Правда, вечером делать особо нечего: идем в кафе, на мемориал (военных мемориалов у них почти столько же, как у нас), к церкви Преображения с кладбищем, кишащим огромными улитками, и спать.

Чтобы обойти все Черное озеро нам потребовался не один час

Второй день в Дурмиторе мы потратили на поход к Ледяной пещере. Муж в кедах и я в дешевых кроссовках пытались осилить не самый простой хайкинговый маршрут. И ведь осилили! Не дошли метров 300, так как вход был завален снегом, а в кедах по снегу карабкаться не вариант. Вернулись назад уже после обеда и решили, что пора выдвигаться в Плужине.

В Ледяную пещеру не попали, но это был один из лучших пеших маршрутов в моей жизни

Ооо, эта дорога. Безумно красивая. Тут мы впервые по-настоящему прочувствовали горный серпантин. Нет, сильные изгибы были и раньше, но тут дорога была без ограждений и уже.

Немножечко видно дорожное полотно и изгибы дороги

Зато какой вид нас ждал при подъезде к Пивскому озеру! Домашние блинчики и кофеек, небольшая прогулка, и марш бросок до Никшича.

Друзья сказали, что это пейзажи из Толкиена

Никшич

День начался еще в Дурмиторе, а закончился близ Никшича, дорога до которого была подозрительно равнинной и прямой. Сам город не сильно впечатлил, поэтому глянув на крепость, пивзавод и местный парк, рванули на Сланско озеро ночевать с палаткой.

Херцег-Нови

От места ночевки мы заглянули на Крупачко озеро и поехали в монастырь Острог в скале, а потом должны были двинуться в сторону Херцег-Нови, но из-за каких-то работ по единственной трассе пропускали только с 9 до 12 и с 14 до 16, а мы подъехали часов в 10. Пришлось разворачиваться и догуливать в Никшиче. Когда нас, наконец, пропустили, мы ехали до самого Херцег-Нови практически без остановок. Тормознули только залезть на Верхнюю Крепость, с которой наконец-то увидели море.

В Херцег-Нови мы поняли, что с движением лафа кончилась: город небольшой и сильно растянут ввысь по горе. Ездить страшновато, улицы чуть дальше от берега такие, что две машины уже не могут проехать, приходится сдавать назад в резкий склон.

Около берега запарковаться сложно. В итоге встали где-то на средней высоте и пошли гулять. Форте ди Маре (2 евро за вход), Кровавая башня (3 евро за вход) и заброшенный Испанский форт, который впечатлил больше всего. Ясное дело, башня с часами, площадь и прогулка по побережью. Вот только купаться холодно.

В Испанском форте своя атмосфера

Загулялись так, что настало время ставить палатку, а ровных площадок нет. Хостел искать поздно, поэтому, поскитавшись около часа, набрались смелости и подошли к местному жителю попросить поставить палатку около его дома на лужайке. Согласился, так еще и ракией напоил. Спасибо тебе, добрый человек!

Пераст, Котор

На следующий день случилось первое купание. Было прохладно, на море только местные, туристов практически нет, а в отелях только готовятся к сезону. Погуляв по паркам и набережной, решили двигаться дальше. Но сначала доедем до границы с Хорватией. Просто так.

Следующий пункт — Пераст. Прогуляться было интересно, но к островам ехать заленились. Кстати, на машине в город нельзя, а за парковку взяли 3 евро. Если проехать город, а он малюсенький, и кинуть машину на дороге, паркануться можно бесплатно.

Которская бухта не для купаний, о чем намекают небольшие бетонные пляжики-площадки и куча лодок, но виды там потрясающие. Еще бы: бухта, которую вплотную к воде обнимают горы. Правда в Которе этому факту мы резко стали не рады. Шириной город, наверное, метров 500, а дальше гора. Палатку ставить негде вообще, а хостелы выходили дороговато. Немного погуляв по вечернему Котору, бронируем хостел в Доброте за 20 евро и возвращаемся туда.

Ну говорю же, дико узко!

Тиват, Луштица

На следующий день мы залезли на Которскую крепость, погуляли по старому городу и поехали в Тиват, который оказался довольно оживленным портом. Горы здесь дальше от моря, и с парковкой было проще, но остались мы там ненадолго. В этот день нужно было заехать на остров Цветов, на полуостров Луштица и добраться до Будвы.

Даже небольшой участок грунтовки к острову Цветов очень приличный

Так вот, Луштицу мы запомним тем, что притерли каких-то мужиков на пустой дороге, потому что полоска асфальта была слишком узкая, а слезать на опасно низкую обочину после истории с глушителем мы побоялись. Повреждений видно особо не было, и мужчины не стали скандалить. А так Луштица красивая, с рыбацкими поселками и оливковыми рощами.

Но и это еще не всё: решив не оставаться с палаткой на Луштице, мы пролетели с хостелом. Приехали в Будву, а в нашем хостеле никого, ни постояльцев, ни хозяев. Пришлось спать прямо около этого хостела в палатке. Ох уж эти минусы онлайн-бронирования.

Будва

В Будве мы провели два дня, и это был единственный город после Подгорицы, где было много машин и ощутимый трафик. Что же тут тогда в сезон? Обе ночи ночевали в хостеле, уже другом, 15 евро за ночь. Вот тут покупаться получилось вдоволь. Сплавали на остров Святого Николая, побродили по Цитаделле и старому городу, поели в кафешках. Для тех, кто ищет кафе, куда ходят местные, рекомендую Verige. Все очень просто, по-домашнему, дешево и вкусно, но от берега далеко.

На острове Святого Николая был очень грубый привозной гравий, хоть кораллки надевай

На следующий день мы заказали экскурсию на весь день на корабле, потому что у меня была идея фикс: посетить голубую пещеру, а местных, которые нас туда бы отвезли, я не нашла. Она оказалась красивой, плюс на острова близ Пераста все-таки заехали, но в целом день прошел вяло. Все-таки организованные экскурсии — не то.

Цетине

Если бы мы не заехали в старую столицу, я бы расстроилась, но еще больше я расстроилась из-за очередных ремонтных дорог, на которые мы попали.

Похоже, к сезону в мае готовили не только отели, но и дороги

Из-за них мы не стали заезжать на крепость Космач, а жаль. В Цетине мы пробыли недолго, посмотрев самое главное, и оттуда направились в парк Ловчен, за въезд в который, кстати, тоже берут денежку - 2 евро. Поднявшись к мовзалею, мы узнали, что вход туда стоит еще 3 евро, зато вид на бухту очень красивый.

Дорога до Негуши местами вот такая, а если еще и в облако попасть, то совсем весело

Из парка мы доехали до деревни Негуши, где, якобы, делают лучший пршут, но как-то местные торговцы нас не впечатлили, и, погуляв немного, мы вернулись к побережью (еще час постояв на еще одних дорожных работах).

И опять ждем пока нас пропустят, а самое обидное - это даже не обвал!

Подошли к Святому Стефану, ведь на него простых смертных не пускают, заехали в Петровац с его мелким пляжем и странным рыжим песком и рванули до Бара, где заночевали на недострое, который удачно защищал от начавшегося дождя.

Бар, Ульцинь

Новый город нас не сильно впечатлил, хотя и там мы нашли, где погулять, а вот старый Бар — это что-то. После всех фортов и крепостей Черногории это была вишенка на торте. За вход просят всего 2 евро, учитывая, что провели мы там часа 4.

Кусочек старого Бара

Теперь нужно доехать в Ульцинь, и вот опять этот разительный контраст Боснийской стороны: много людей, узкие дорогие и оживленное движение, как и в Беране или Рожае. Из-за того, что город на море, людей и шума еще больше, а парковочных мест меньше. Старый город превращен в большое кафе с зазывалами на каждом углу, а вот песок на пляже действительно мелкий-мелкий и темный.

Вечером снимаем на том же Booking.com комнату на ночь за беспрецедентные 10 евро, а на следующий день попробуем доехать на нудистский пляж Ада Бояна. Жалко, погода дождливая, и нудистов нет, но за въезд 5 евро все же заплатили — посмотреть-то надо.

Да, да, по цвету, как наша земля, но по ощущениям — мельчайший мягкий песочек

Скадарское озеро

А вот и вторая опасная дорога: от Ульциня к Скадару и вдоль него. Перед поворотами приходилось сигналить (подсмотрели у местного), чтобы ненароком не влететь в кого-нибудь, так как обозримость из-за скал нулевая. И это на скорости 50-60 км/ч!

Дорога вдоль Скадарского озера не самая широкая, зато какие виды

Несколько остановок на берегу самого Озера, но без экскурсии на лодке, и мы уже почти у Подгорицы. Здесь много ровных площадок, но все за колючей проволокой. В этот раз просим поставить палатку на лужайке у албанской, но не менее гостеприимной, чем тот серб, семьи.

Подгорица

Последний день в Подгорице был ленивым: лил дождь, так что мы вкусно ели (в Черногории очень большие порции мяса за вменяемую цену), пили пиво, а потом спали в машине в ужасную грозу. В 5 утра уже нужно было в аэропорте сдать машину: девушка даже не проверила, не случилось ли с ней чего. Теперь можно выдохнуть с облегчением, и с кучей впечатлений отправляться домой!



 


Читайте:



Лучшие пляжи Мексики: обзор, особенности, интересные факты и отзывы

Лучшие пляжи Мексики: обзор, особенности, интересные факты и отзывы

Пляжи Мексики общественные и в основной своей массе – бесплатные. Однако, пляжи возле больших отелей, как правило, относятся именно к этим...

Новая карта Майорки с достопримечательностями на русском языке: Все красивые места

Новая карта Майорки с достопримечательностями на русском языке: Все красивые места

Майорка – популярный испанский островной курорт, где одинаково понравится отдыхать как семьям с детьми, так и шумной молодежи. На курортах имеется...

Сочинение на тему Как я провел лето (7 вариантов) Как я провел лето заключение

Сочинение на тему Как я провел лето (7 вариантов) Как я провел лето заключение

Чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.На мой взгляд, лето – прекраснейшее время года,...

Остров джерба - жемчужина северной африки

Остров джерба - жемчужина северной африки

Одно из самых главных достопримечательностей острова Джерба в Тунисе - это остров Розовых фламинго. Эти птицы гнездятся колониями на мелководных...

feed-image RSS