Главная - Экзотические туры
Зона падения. Громкие авиакатастрофы с жертвами на земле. Самолеты, рухнувшие на жилые дома. Самые крупные трагедии Руслан врезался в дом

6 декабря исполнится 20 лет со дня авиакатастрофы в Иркутске-II. Тогда на жилой квартал упал военно-транспортный самолет АН-124 «Руслан». Погибли 72 человека, в том числе воспитанники детского дома, на здание которого обрушились обломки. В ГУ МЧС России по Иркутской области накануне скорбной даты собрались спасатели и очевидцы крушения, чтобы вспомнить события двадцатилетней давности.

13 107 25

Аудиоверсия материала

Это была суббота. «Руслан» выполнял рейс Москва - Иркутск - Владивосток - Камрань, он должен был доставить во Вьетнам два истребителя. С аэродрома Иркутска-II судно поднялось в воздух в 14:44. Едва самолет пересек ограду аэродрома, как по очереди отказали три двигателя из четырех.

На летном поле за взлетом по правилам безопасности следили пожарные. Для сопровождения сверхтяжелого самолета выставили десять машин пожарного гарнизона. Сергей Белоусов, который тогда работал помощником начальника восьмой пожарной части, вспоминает: когда самолет взлетел, у двигателя промелькнуло что-то красное, будто искры. Сначала судно поднималось, потом пошло прямо и вдруг начало опускаться. Сергей Белоусов закричал напарникам, что надо ехать вперед, к самолету. Машины тронулись, перед глазами возник черный дым, у спасателей заработала рация - им сообщили, в каком месте упал «Руслан». Расчеты прибыли туда буквально через пять минут.

В памяти такое происшествие останется навсегда. У меня жена с ребенком и тещей находились на 400 метров дальше от места падения. Я молился, ехал и переживал, - рассказывает Сергей Белоусов. - Но наша служба такова, что пришлось отбросить все личное. Переключился, начал смотреть гидрант, где и как машину установить, когда нам сказали адрес. По ходу движения проводил разведку, смотрел, как лучше подъехать, с какой стороны ветер. Там я уже забыл о своих близких, полностью отдался работе.

Самолет рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Обломки разлетелись по округе. Хвост врезался в пятиэтажку на улице Мира и повредил ее, какие-то части полетели в здание детского дома № 1. Разлившийся керосин вспыхнул в один миг, начался страшный пожар. Те, кому чудом удалось уцелеть дома, звали на помощь из открытых окон и с горящих балконов.

Погибли все восемь членов экипажа и 15 пассажиров самолета, 49 жителей района, на который рухнул АН. Трагедия унесла жизни 14 детей. Самолет упал на дома, где жили в том числе семьи некоторых пожарных, провожавших «Руслан». В 45-м доме сгорела семья одного из них. Там же погибли два мальчика, родители стали свидетелями этого ужаса. Историю семьи в 2007 году в документальном фильме про авиакатастрофу рассказал глава МЧС Сергей Шойгу:

Они гуляли с родителями, решили зайти домой, чтобы взять с собой собаку, и в этот момент самолет.

Еще говорят, что в 45-м доме в тот роковой день играли свадьбу, гости ждали жениха и невесту, но молодожены задерживались, и это спасло им жизнь.

Галина Крюкова, которая на тот момент была директором детского дома, рассказывает: сначала думали, что произошло землетрясение.

Это был сон-час, - вспоминает женщина. - Дошколята спали. Поэтому на улицу выбежали босиком, раздетые. А день был морозный. И в автобусах мы их так и везли.

Детей эвакуировали в школу-интернат № 13. Оставаться в детском доме было невозможно, ведь одна его половина выгорела, другую залили пожарные.

Конечно, жертв могло быть больше, но наши дети ушли на мероприятие в дом творчества, кто-то был на катке. Нам просто повезло немножечко, что детей в помещении было мало, - рассказывает Галина Крюкова. - Сначала мы нашли обгоревшими двух девочек, а на пятый день у нас умерла Аня Зернис. Очень сильно пострадал сын воспитательницы Макар, его отправляли в Москву, он прожил полтора месяца. С большими ожогами была Римма Васильева, девочка, которая сегодня работает поваром в столовой авиационного завода. Поддерживает отношения, но на особый разговор она не решается выйти.

Валерий Перфильев, он в тот год был заместителем начальника управления государственной противопожарной службы, удивляется, как самолет не взорвался. Говорит, для этого были все предпосылки.

Руслан был заправлен на 110 тонн, его полная заправка 180 тонн. Недозаправка 70 тонн - это наличие в самолете взрывоопасной смеси. И почему он при падении не взорвался, совершенно непонятно. Раз взрыв не произошел, значит, территория залита керосином. Керосин под снегом, керосин везде. Что делать? Если мы начнем выводить силы и средства, прекратим тушение зданий, керосин сразу вспыхнет. Мы решили продолжить тушить, лить воду. Лили умышленно, чтобы смывать остатки керосина. И наращивали силы и средства, хотя пожар удалось локализовать в течение часа несмотря на то, что он был очень сильным. До 17 часов мы продолжали запрашивать силы и средства, чувствуя опасность, рискуя. Другого выхода не было.

Пожар тушили больше полутора суток, а чтобы ликвидировать последствия катастрофы, понадобилось шесть дней. Геннадий Файзрахманов, он тогда возглавлял управление государственной противопожарной службы, рассказывает, что спасатели проявляли чудеса мужества. Работали на морозе, воду пришлось доставлять с Ангары, район бедствия не мог обеспечить бесперебойное водоснабжение, поэтому протянули шесть километров линии от реки.

После того как потушили огонь, надо было убирать обломки, снимать хвост с пятиэтажки. Железнодорожники предоставили мощные осветительные системы, которые помогали работать ночью, выделили специальные подъемники и канаты, строители пригнали тяжелую технику.

Место катастрофы охраняли два кольца оцепления. Второе кольцо сделали, когда началось мародерство. Выставили курсантов школы милиции, военных, пожарных. Валерий Перфильев вспоминает, что многие жители района считали своим долгом накормить и обогреть тех, кто работал на месте трагедии.

Такого единения населения с пожарными, с пострадавшими за практически 40 лет службы я не видел, - говорит мужчина. - Это было удивительное явление. До утра пожилые люди стояли с чаем, предлагали все, любые услуги: домой погреться, накормить, напоить, носки приносили, перчатки, мне там какая-то бабушка дала белые перчатки, я говорю: «Куда мне белые?» Хотел отказаться, а она мне так ответила, что пришлось надеть прямо при ней.

Черные ящики «Руслана» серьезно повредил огонь, поэтому восстановить полную картину трагических событий не смогли. Официально причиной отказа двигателей названа перегрузка самолета, но в разные годы выдвигались разные версии, почему судно могло упасть. Например, было предположение, что во время взлета кто-то из пассажиров совершил звонок по китайскому радиотелефону и это повлияло на работу техники. Еще была версия, что в керосине оказалось повышенное содержание воды, она замерзла, и лед забил топливные фильтры.

Дом № 45 на улице Гражданской снесли сразу после трагедии вместе с выгоревшими деревянными бараками. Детский дом в 1999 году реконструировали, а на месте падения самолета построили храм. В его основание заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в катастрофе своих родных и близких. Каждый год 6 декабря в храме проходит гражданская панихида по погибшим. Всегда в одно и то же время - в 14:45.

25

Сегодня, 16 января, в 7.31 в Чуйской области, в районе села Жаны-Жер, где расположены дачи, упал грузовой самолет "Боинг-747-400F", совершавший рейс Гонконг - Бишкек - Стамбул. На борту находилось 4 человека. В настоящий момент известно уже о более 30 погибших, поскольку самолет упал на жилые дома. К сожалению, это далеко не единственный случай, когда самолеты падают в оживленные районы, что приводит к многочисленным жертвам. Kaktus при содействии партнера "Открытая Азия онлайн" собрала самые крупные подобные авиакатастрофы в одном материале.

РОССИЯ

Жуткая трагедия случилась 6 декабря 1997 года в Иркутске. Военно транспортный самолет Ан 124 "Руслан" из за последовательного отказа трех из четырех двигателей сразу после взлета упал на жилой район.

Рухнувшее судно задело несколько многоэтажек, а также здание детского дома. Трагедия унесла жизни 72 человек, при этом 23 человека были на борту самолета, остальные погибшие, в том числе 14 детей, находились на земле. Без крова остались более 70 семей.

"Руслан" перевозил на борту два истребителя, которые были собраны на заказ для Вьетнама. К тому же, перевозчик был под завязку заправлен топливом, что стало причиной масштабного возгорания. К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах. Спасателям пришлось разворачивать лестницы и снимать людей.

США

9 декабря 2014 года из-за падения частного самолета на дом погибли 6 человек. Двухмоторный реактивный самолет Embraer EMB-500 упал, не долетев до аэропорта Монтгомери около километра. Погибли три человека, находившиеся на борту, а также женщина и двое детей в двухэтажном доме, на который он рухнул. Обломки повредили несколько строений. В двух соседних дома начался пожар.

Жертвами падения самолета на жилой дом в городе Экрон (штат Огайо) 11 ноября 2015 года стали девять человек – два пилота и семь пассажиров. Из находившихся в момент катастрофы на земле не пострадал никто – в доме было пусто.

10-местный бизнес-джет Hawker H25 вылетел из Дейтона и планировал совершить посадку на аэродроме Экрон Фултон, однако упал в трех километрах от него. При падении он оборвал провода коммунальной линии электропередачи. После того как самолет врезался в жилой дом, он загорелся и развалился на части.

ИНДОНЕЗИЯ

21 июня 2012 года самолет Fokker-27 с военнослужащими на борту потерпел крушение, рухнув на жилые дома в окрестностях Джакарты.


В результате катастрофы погибли девять человек, пострадали более 30. Очевидцы происшествия услышали рев моторов, а затем прогремел взрыв. Самолет повредил 8 домов жилого комплекса, расположенного неподалеку от аэропорта "Халим". Погибли шестеро из семерых военнослужащих, находившихся на борту и три человека на земле, 35 были доставлены в больницу.

130 человек погибли при крушении военно-транспортного самолета в жилом квартале города Медан на острове Суматра. Трагедия произошла 30 июня 2015 года. Падая, борт Hercules С-130 задел несколько зданий. Все 113 человек, находившиеся в лайнере, погибли – это военнослужащие и их семьи. Остальные жертвы – оказавшиеся на месте падения жители.

Трагическое совпадение. В 2005 году пассажирский Боинг-737, вылетая из международного аэропорта Медана, так же рухнул на жилые дома. В том же самом районе. Среди 143 жертв катастрофы 30 человек находились на земле. Спустя 10 лет трагедия, которую едва ли успели позабыть, в точности повторилась.

ЯПОНИЯ

26 июля 2015 года в Японии пятиместный самолет рухнул в жилом квартале. Падение произошло на расстоянии 1,8 километра от места взлета. На месте катастрофы погибла женщина. Не выжили и два пассажира, трое получили травмы. Пожар охватил пять жилых домов и несколько автомобилей.


БРАЗИЛИЯ

7 человек погибли в результате падения самолета на жилой дом в северной части Сан-Паулу. 20 марта 2016 года самолет СА-9 летел из Сан-Паулу в Рио-де-Жанейро. Он рухнул почти сразу после взлета. Очевидцы рассказали, что были заметны трудности при наборе высоты, так как воздушное судно летело слишком низко. Все погибшие находились на борту самолета, жителям дома удалось спастись.

ИНДИЯ

13 июня 2016 года на северо-западе Индии потерпел крушение истребитель МиГ-27, задев при падении жилые дома.


Бомбардировщик совершал тренировочный полет и рухнул в 5 километрах от базы ВВС "Джодхпур". В результате были разрушены два дома и разбиты более 10 машин. Были ранены три человека, все – местные жители. Обоим пилотам, управлявшим самолетом, удалось катапультироваться.

6 декабря 1997 года стало черной датой в истории Иркутска: при взлете из аэропорта «Иркутск-2» самолет Ан-124 упал на жилой район города.

Ан-124 «Руслан» — советский тяжелый транспортник, крупнейший и самый грузоподъемный в мире серийный самолет.

Борт с номером RA-82005 был выпущен в 1986 году, принадлежал 556-му военно-транспортному полку (Сеща, Брянская область). В тот день «Руслан» вылетел по маршруту Иркутск-Владивосток-Вьетнам. В его грузовом отсеке находились два новых истребителя Су-27 общей массой сорок тонн, собранных местным авиазаводом. Истребители были куплены Вьетнамом по цене $30 млн каждый.

На борту самолета находились 23 человека, включая восемь членов экипажа. Командир - подполковник . Транспортник был заправлен 140 т топлива. Вскоре после взлета, который состоялся в 14.40 по местному времени,

у самолета один за другим отказали третий, второй и первый двигатели, после чего он начал падать.

Попытка командира Владимира Федорова удержать самолет в горизонтальном полете на одном двигателе не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, упала на жилые дома микрорайона Авиастроителей и полностью разрушилась. Падение пришлось на дом 45 по улице Гражданской, при этом был задет дом 120 по улице мира. Кроме того, обломки задели здание детского дома, две его воспитанницы погибли, находясь в душе.

Всего в катастрофе погибли 72 человека, включая всех, кто находился на борту. Среди них - 14 детей. Более 79 семей остались без крова.

Всю страну в тот день облетели сюрреалистические кадры с места катастрофы: разрушенные дома, дым, обломки самолета и гигантский хвост «Руслана», упершийся на кирпичную пятиэтажку.

К тяжелым последствиям привело большое количество топлива, моментально воспламенившегося после удара. «Он был заправлен «под пробку», лететь должен был далеко. Условия работы были довольно сложными, поскольку любая искра могла воспламенять топливо опять», - вспоминал подробности ликвидации последствий крушения Сергей , занимавший тогда пост главы . Он лично руководил работами на месте падения самолета.

В ночь на 7 декабря он прилетел в город вместе с главой правительства . Пожар был локализован только к утру, тогда же было решено опрокинуть застрявший на стене дома хвост самолета, а остовы сгоревших домов - снести.

Еще накануне указом премьера была создана правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил, генерал-полковник .

Шойгу после катастрофы объявил, что экипаж не виноват: самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики.

Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году.

Вскоре выяснилось, что внутренние переговоры членов экипажа не сохранились - бортовые самописцы оказались в эпицентре пожара.

«Черные ящики сгорели. Пленка пришла в негодное состояние, и мы не сможем определить, что было зарегистрировано на этой пленке», — пояснил вскоре , начальник НИИ эксплуатации и ремонта авиатехники .

Комиссия провела большую работу, однако точно установить причину последовательного отказа двигателей не смогла.

Между тем рядом специалистов высказывались претензии к двигателям Д-18Т производства Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс». На эту же причину указал в одном из интервью бывший член комиссии, генерал-майор авиации Борис .

«На Ан-124 отказали три двигателя из-за помпажа, низкой газодинамической устойчивости.

Двигатель диаметром 3 метра, внутри вращается ротор. Необходимо сделать зазоры между лопатками ротора и корпусом такими, чтобы при нагреве до рабочей температуры они не касались. Это было достигнуто за счет увеличения зазора, но ухудшения газодинамической устойчивости двигателя, — рассказывал Туманов МК.— Эта проблема считалась у самолетов несущественной. Как насморк у людей. И были случаи, когда самолет, у которого вчера отказал двигатель из-за помпажа, на следующий день опять пускали в рейс».

Эту версию, впрочем отвергли на . Окончательное заключение комиссии до сих пор не обнародовано.

Катастрофа «Руслана» в Иркутске стала одной из крупнейших и истории современной России и крупнейшей по масштабу разрушений и жертв с данным типом самолетов.

6 декабря 1997 года военно‑транспортный самолет Ан‑124 "Руслан" из‑за последовательного отказа трех из четырех двигателей упал на жилой район города Иркутска сразу после взлета.

Самолет совершил взлет с аэродрома Иркутск‑2 в субботу в 14.40 по местному времени (09.40 мск). На его борту находились два истребителя Су‑27, собранные Иркутским авиационным производственным объединением, которые должны были быть доставлены во Вьетнам.

В течение менее чем полуминуты после отрыва самолета от взлетно‑посадочной полосы произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего то же самое произошло и со вторым двигателем. Попытка по удержанию воздушного судна на одном оставшемся двигателе, предпринятая экипажем под командованием подполковника Владимира Федорова, не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, рухнула на дом №45 по улице Гражданской. Хвост самолета существенно задел дом №120 по улице Мира, а остальные обломки — находившееся рядом здание детского дома. К тяжелым последствиям катастрофы в немалой степени привели и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива. Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

В ночь на 7 декабря 1997 года в Иркутск прилетели премьер‑министр РФ Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС — двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру 7 декабря 1997 года пожар был локализован, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и несгоревшее топливо, еще дымились и периодически загорались. Спасатели начали разбор завалов и извлечение тел погибших. Оставшиеся без крова люди были временно размещены в детских яслях. Организован сбор вещей и продуктов от населения.

Хвостовая часть самолета, оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на соседнее со сгоревшим домом здание и создавала угрозу для работающих спасателей. Днем 7 декабря было принято решения уронить хвост самолета на землю. Остовы сгоревших домов пришлось полностью снести.

Внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось . Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор сич" (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124).

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет . Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов была возведена церковь Рождества Христова, первая же служба в которой была посвящена памяти погибших.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Катастрофа самолета Ан-124 «Руслан»

6 декабря 1997 года в поселке авиастроителей Иркутск-II потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». На его борту находились два истребителя Су-27. По официальным данным, погиб 71 человек.

Терпящие бедствие самолеты и вертолеты редко падают на города, сметая огнем и металлом все сущее на земле. На этот раз 400-я машина со 100 т керосина рухнула на поселок авиастроителей Иркутск-II.

6 декабря 1997 года военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» совершал рейс по маршруту Москва - Иркутск - Владивосток - Вьетнам. На борту находилось два штурмовика Су-27, стоимостью около 30 миллионов долларов каждый. Декабрьские полеты «Руслана» осуществлялись согласно решению правительства (апрель 1997 года), предписывающему Министерству обороны перевезти во Вьетнам четыре самолета Су-27УБК и два Су-27СК. Для операции планировали использовать один Ан-124 «Руслан» и один Ан-22 «Антей». С 1 по 4 декабря «Руслан» совершил рейс по маршруту Иркутск-II - Владивосток - Фанранг (где находится авиабаза вьетнамской национальной армии) - Иркутск-II, доставив заказчику два Су-27УБК. Два других «Су» этой модификации загрузили в «транспортник» перед роковым взлетом 6 декабря.

Аэропорт в Иркутске находится рядом с жилыми домами. До поры до времени об этом мало кто вспоминал. В России в городской черте расположены аэропорты Омска и Сыктывкара, а также Быково. Да и десятки крупнейших аэропортов мира находятся в черте города. Например, главные воздушные ворота Англии - Хитроу. А в Гонконге заходящие на посадку самолеты лавируют между башнями небоскребов. Но в «иркутской истории» это обстоятельство оказалось фатальным.

По словам очевидцев, двигатели «Руслана» стали сбоить еще на взлете: хлопки, брызги, языки пламени. Однако отменить взлет экипаж уже не в силах: как говорят профессионалы, минуло «время принятия решения».

К сожалению, внутренние переговоры экипажа не сохранились - оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. На магнитофоне руководителя полетов осталось несколько эпизодов переговоров с экипажем «Руслана».

Командир экипажа запросил разрешение на взлет.

«Руководитель полета: „Ноль ноль пять, у земли тихо, взлет разрешаю“.

Через 1 минуту 20 секунд с земли проинформировали: «Ноль ноль пять, с левого двигателя выхлоп пламени».

Экипаж сообщил диспетчеру об отказе двух левых движков. Командир корабля Владимир Федоров отдал приказ перезапустить крайний отказавший двигатель - тут же связь оборвалась.

Впереди по курсу у «Руслана» - многоэтажки поселка авиастроителей, где находились тысячи человек. Экипаж сделал все возможное, чтобы исключить удар в высотки. Летчики пытались дотянуть до широкой улицы, а еще лучше - до пустыря. Им удалось увести махину от многоэтажек, но «Руслан» накренился влево.

В 14.40 самолет зацепил крылом деревянный двухэтажный дом; от этого машину развернуло на 180 градусов, и она рухнула на кирпичную пятиэтажку, задев находящийся рядом детский дом. Более 140 т горючего из баков самолета разлилось по земле и тотчас воспламенилось. Так закончился последний, 25-секундный полет «Руслана»…

По свидетельству очевидцев, самолет падал совершенно бесшумно. К счастью, у детей в это время «тихий час» - они находились в здании, а не на игровой площадке. Воспитатели, нянечки почти всех вывели, вынесли. И все-таки две девочки, Яна Потанина и Люда Пташкина, погибли от удушья, еще нескольких детей перевезли в ожоговый центр.

В доме по адресу Гражданская, 45 (дом полностью разрушен) проживали 108 человек. Первоначальная информация о 150 погибших, прошедшая по телевизионным каналам, оказалась ошибочной. За неделю до катастрофы в поселке отключили газ, что позволило избежать больших жертв и разрушений. По рассказам очевидцев, один мужчина, спасаясь, прыгнул вниз с четвертого этажа.

Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

Вскоре приехала группа иркутских спасателей, подоспели ангарские и слюдянские отряды. Утром 7 декабря на подмогу пришли красноярские, читинские и улан-удэнские спасатели, на помощь пришли курсанты Высшей школы МВД, сотрудники милиции…

В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу оперативная группа МЧС - двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру пожар потушили, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и топливо, еще дымились и время от времени загорались. Спасатели продолжали разбирать завалы в поисках тел погибших.

Хвостовая часть «Руслана», оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на пятиэтажное здание. Днем 7 декабря решили уронить хвост самолета на землю.

Все остатки разрушенного «Руслана» оперативно убрали. Фрагменты самолета, которые могли пролить свет на причину катастрофы, отправили на экспертизу в Москву.

По официальным данным, погиб 71 человек. Спасатели обнаружили 47 тел и 19 фрагментов тел; опознаны 34. За медицинской помощью обратились 27 пострадавших, из них шестнадцать госпитализированы.

Поначалу версий относительно причин катастрофы выдвигалось девять - от конструктивно-производственных недостатков двигателей до некондиционного топлива.

Сразу после трагедии специалисты ФАС заявили, что им предстоит найти «тот самый оборвавшийся проводок или заклинивший механизм, который и привел к катастрофе». Сделать это в огромной куче искореженного и обгоревшего металла оказалось не так просто. В таких случаях окончательная оценка всех факторов объективна на 80 процентов.

Министр МЧС Сергей Шойгу объявил, что «вины экипажа нет», пилотировали «Руслан» опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году. Это отличные показатели для летчиков военно-транспортной авиации.

Правда, некоторые эксперты Федеральной авиационной службы полагали, что в экстремальных условиях летчики отключили не те двигатели, которые начали сбоить. Именно это стало причиной катастрофы Ту-134 два года назад под Нахичеванью.

Самолет Ан-124 «Руслан», с бортовым номером 82005, был выпущен Ульяновским производственным объединением 31 декабря 1986 года. Назначенный ресурс - 6 тысяч часов; с начала эксплуатации налетал 1034 часа. Регламентные работы выполнялись 1 ноября 1996 года.

Неизвестно, правильно ли были закреплены разобранные машины. Специалисты «Росвооружения» и Министерства обороны позже назвали загрузку «Руслана» двумя истребителями «трюком на грани фола». Международная практика торговли самолетами прежде не знала случаев, когда Су-27 перевозились бы на борту Ан-124, не считая первого полета этого же экипажа неделей раньше. Су-27 всегда перевозили морем или по железной дороге - безопаснее и дешевле.

С этим мнением не согласился технический директор и председатель совета директоров авиакомпании «Волга - Днепр» (Ульяновск) Виктор Толкачев. Ведь «Волга - Днепр» успешно использует семь «Русланов», перевозя негабаритные грузы по всему свету. Например, Ан-124 доставил за шесть рейсов из Чикаго в Якутию пять карьерных самосвалов «Катерпиллер». Каждая такая машина весит 103 т. В ноябре 1997 года «Руслан» перенес на Байконур из Калифорнии «космический» 65-тонный груз; главный его элемент - 14-тонный американский спутник «Азиасат».

Иркутская катастрофа - четвертая в послужном списке «Руслана». Однако предыдущие инциденты (8 октября 1992 года, Киев, испытательный полет; 15 ноября 1993 года, аэродром Керман, Иран, коммерческий полет, 8 октября 1996 года, Турин, Италия, коммерческий полет) не имели ничего общего с трагедией 6 декабря. На испытаниях в экстремальных условиях машину погубил разрушившийся обтекатель носового радиолокатора. В Иране и Италии к беде привел «человеческий фактор», а не дефекты самолета.

Еще одна причина, на которой настаивали некоторые члены комиссии, - отказ электронной топливно-регулирующей аппаратуры, что привело к поочередной остановке трех двигателей.

Директор ФСБ Николай Ковалев в интервью «Интерфаксу» высказался в том смысле, что акт диверсии сегодня не просматривается, зато велика вероятность смешивания 60 т летнего топлива с зимним, так как «Руслан» брал курс на теплый Вьетнам.

Версия некачественного топлива была наиболее близка производителям моторов Д-18Т - представителям запорожского завода «Моторсич», которые участвовали в работе комиссии в качестве экспертов. Четыре мотора, установленные на разбившемся самолете, имели запас по ресурсу и прошли необходимые регламентные работы.

Пробы топлива, обломки самолета и два бортовых самописца, зафиксировавшие параметры полета, доставили в Москву. В Федеральной авиационной службе сделано предварительное заключение по топливу, находящемуся в заправщиках аэропорта Иркутск-II; оно соответствует стандартам.

Правда, доставленные из Вьетнама образцы подтвердили, что в самолете заправка на треть оказалась без соответствующих зимних присадок. Поскольку «Руслан» стоял больше суток с полупустыми баками на морозе, вода, содержавшаяся в горючем, превратилась в лед. Часть его осталась в топливе, а часть осела в виде инея на стенках топливного бака. При дозаправке горючее еще больше перемешалось со льдом. А после запуска двигателей кристаллы начали оседать на решетке топливного фильтра. Образовавшаяся ледяная пробка при переводе силовых установок в форсированный режим работы сорвалась и заклинила механизм распределения горючего. Это могло привести к остановке сразу трех двигателей. Хотя, по словам специалистов, в конструкции Д-18Т предусмотрен автоматический обогрев фильтров. Кроме того, в системе имеется обходной путь поступления топлива в двигатель в случае их засорения.

Руководитель Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев добавил, что заправка проходит тщательный контроль, поэтому закачка «Руслана» некондиционным топливом, по его мнению, невозможна.

Среди иркутских авиастроителей популярна следующая версия. Власти из всех вариантов сразу исключили факт саботажа, - это не случайно. Стало быть, «Руслан» погиб по чьему-то злому умыслу. Во время загрузки самолета вокруг толпилось много народу - при желании любой мог сделать что угодно. По странному совпадению все катастрофы «Русланов», кроме первой, случившейся во время испытаний, происходят накануне выгодного контракта или в период его выполнения.

Еще одно неожиданное предположение сделал старейший сотрудник радиоэкологического мониторинга Гидрометеослужбы: «В день катастрофы температура воздуха в Иркутске была 26 градусов ниже нуля при полном воздушном штиле. В таких погодных условиях над городом формируется атмосфера с малым процентным содержанием кислорода, то есть воздух насыщен выхлопными газами и смогом большого города (известно, что недалеко от места падения самолета находится ТЭЦ). Низкие температуры не дают массиву горячего воздуха подниматься вверх, вследствие чего на границе встречи аэродрома с городом создается разность температур и состава воздуха. По многочисленным наблюдениям специалистов, огромные „пузыри“ теплого воздуха и смога зависают на городом на высоте от 90 до 300 метров, как раз на траектории взлета воздушного лайнера». При наличии всех этих обстоятельств мог произойти срыв пламени.

По мнению специалистов, эта версия выглядит весьма правдоподобно, но для ее подтверждения или опровержения следовало провести натурное моделирование ситуации путем задувки соответствующей смеси в двигатели прямо на стоянке. Источники из правительственной комиссии не исключали, что у «тяжеловеса» отказали все четыре двигателя одновременно. Хотя за последние 10 лет у самолетов такого класса выходов из строя двух и более двигателей не отмечалось.

Тем не менее два «черных ящика», расшифрованных на месте специалистами Министерства обороны, указывают на неполадки в двигателях. Что же послужило причиной отказа?

Сам по себе «Руслан» - самолет надежный, но есть у него то, что маршал Шапошников назвал слабой газодинамической устойчивостью двигателей. Впадают они, случается, в режим, называемый в авиации помпажем, то есть в опасное положение, когда резко меняется обтекание лопаток компрессора у движка; это приводит к падению тяги, мощнейшим вибрациям и даже разрушению силовой установки. Такие случаи в армейской авиации бывали, но не приводили к авариям и катастрофам. Это происходит в том случае, если на земле не провели прогона двигателей. Прогон съедает уйму горючего и поэтому проводится не всегда или не полностью.

По словам генерального директора «Моторсич» Вячеслава Богуслаева, случаи помпажа действительно бывали на Ан-124 в 1991-1993 годах, но вместе с АНТК имени Антонова дефект устранили. В последнее время, утверждает Богуслаев, так называемой нерасчетной работы двигателей не было зафиксировано.

Генеральный директор АНТК Петр Балабуев не исключал «топливной» первопричины трагедии. По его мнению, она произошла из-за воды, оказавшейся в горючем, или нарушений технологии при прогреве двигателей перед взлетом. Потерю тяги могли вызвать и птицы, угодившие в воздухозаборники движков.

К январю 1998 года осталось три версии: недостаточный запас газодинамической устойчивости двигателей, неполадки в системе подачи топлива, сбои в работе электро - и электронной систем самолета-гиганта.

Результаты экспертиз показали, что топливо самолета было пригодно для использования. Не могло стать причиной катастрофы и его биозасорение, - число микроорганизмов в пробах не превысило допустимых показателей.

По мнению специалистов, из трех оставшихся версий маловероятен также отказ топливной системы: на «Русланах» она надежна. Даже при полном обесточивании самолета подача топлива прекращаться не должна и осуществляется автономно. Впрочем, любая катастрофа чаще всего результат не одной конкретной причины, а целой цепочки таковых.

14 января 1998 года, через 40 дней после трагедии, иркутяне провели панихиду по погибшим в катастрофе Ан-124 «Руслан». У памятного знака в Иркутске-II собрались родственники и соседи погибших, пострадавшие, представители областной и городской администрации.

Из книги 100 великих авиакатастроф автора Муромов Игорь

Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький» 18 мая 1935 года в Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла авиакатастрофа с самым большим самолетом своего времени - АНТ-20 «Максим Горький».Погибли 47 человек, среди которых шестеро детей в возрасте от 8 до 15 лет.Идея

Из книги 100 великих загадок XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

Катастрофа самолета «FH-227» в Андах 13 октября 1972 года в Андах разбился самолет FH-227D/LCD. Погибли 29 человек из 45 находившихся на борту. Выжившие не были найдены до 22 декабря 1972 года. Книга и фильм «В живых» основаны на этой катастрофе.13 октября 1972 года команда регбистов из

Из книги Практика полетов на самолете Ту-154 автора Ершов Василий Васильевич

Катастрофа самолета «Локхид L-1011 Трайстар» 29 декабря 1972 года над Национальным парком Эверглейдс во Флориде потерпел катастрофу «Локхид L-1011 Трайстар» авиакомпании «Штерн». Погибли 100 человек.29 декабря 1972 года открылась еще одна мрачная страница в истории гражданской

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Катастрофа турецкого самолета DC-10 3 марта 1974 года в предместьях Парижа потерпел катастрофу аэробус DC-10 компании «Турецкие авиалинии». Погибли 345 человек, в том числе 11 членов экипажа.3 марта 1974 года турецкий аэробус DC-10 совершил посадку в аэропорту Орли. Накануне в Париже

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

Катастрофа самолета «Боинг-747» в Найроби 20 ноября 1974 года при переходе в набор высоты рухнул на землю «Боинг-747» авиакомпании «Люфтганза». Погибли 59 человек.19 ноября 1974 года «Боинг-747» (бортовой номер 19747/29) авиакомпании «Люфтганза» выполнял грузопассажирский рейс 540/19 по

Из книги автора

Из книги автора

Катастрофа самолета Ту-154 в Омске 11 октября 1984 года на взлетно-посадочной полосе аэропорта города Омска самолет Ту-154 столкнулся с тремя аэродромными машинами. В результате пожара погибли 178 человек.10 октября 1984 года экипаж 384-го летного отряда Толмачевского ОАО

Из книги автора

Катастрофа самолета Ту-154Б в горах Сихотэ-Алиня 7 декабря 1995 года в 200 км от Хабаровска потерпел катастрофу самолет Ту-154Б компании «Хабаровские авиалинии». Погибли 90 пассажиров и 8 членов экипажа.Рейс № 3949 для экипажа Ту-154Б (бортовой номер 85164), принадлежащего Хабаровскому

Из книги автора

Катастрофа самолета Ту-154М на Шпицбергене 29 августа 1996 года при заходе на посадку у города Лонгьир на архипелаге Шпицберген потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 130 пассажиров и 11 членов экипажа.29 августа 1996 года

Из книги автора

Катастрофа самолета «Боинг-747» на острове Гуам 5 августа 1997 года при заходе на посадку в аэропорту города Лганья на тихоокеанском острове Гуам (США) потерпел катастрофу «Боинг-747-3B5» южнокорейской авиакомпании «Кореан эйрлайнз». Из 254 человек, находившихся на борту,

Из книги автора

Из книги автора

Катастрофа самолета Су-27 на авиашоу 27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом боевой истребитель Су-27УБ врезался в зрителей. Погибли 83 человека (из них 19 детей), 116 человек ранены. Пилоты успели катапультироваться.Субботнее утро 27 июля 2002 года: на армейском аэродроме Скнилов,

Из книги автора

Из книги автора

Если бесскоростной «козел» не представляет большой опасности для самолета и сравнительно легко исправляется, то «козел» самолета, имеющего запас скорости, а значит, кинетической энергии и управляемости, в очень большой степени является плодом активной деятельности

Из книги автора

РУСЛАН КИРЕЕВ Киреев Руслан Тимофеевич родился 25 декабря 1941 года в Коканде Узбекской ССР. Окончил автодорожный техникум и Литинститут (1967). Работал в автохозяйствах Крыма и более 20 лет в журнале «Крокодил» (1967–1980). Ведет в Литинституте семинар прозы (с 1987) и одновременно

Из книги автора

Ан-124 «Руслан» ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТАн-124 (код НАТО - «Condor») предназначен для доставки войск со штатной боевой техникой и вооружением из глубокого тыла на театры военных действий, перевозки войск между ними и внутри тыловых зон, усиления воздушного десанта тяжелой



 


Читайте:



Лучшие пляжи Мексики: обзор, особенности, интересные факты и отзывы

Лучшие пляжи Мексики: обзор, особенности, интересные факты и отзывы

Пляжи Мексики общественные и в основной своей массе – бесплатные. Однако, пляжи возле больших отелей, как правило, относятся именно к этим...

Новая карта Майорки с достопримечательностями на русском языке: Все красивые места

Новая карта Майорки с достопримечательностями на русском языке: Все красивые места

Майорка – популярный испанский островной курорт, где одинаково понравится отдыхать как семьям с детьми, так и шумной молодежи. На курортах имеется...

Сочинение на тему Как я провел лето (7 вариантов) Как я провел лето заключение

Сочинение на тему Как я провел лето (7 вариантов) Как я провел лето заключение

Чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.На мой взгляд, лето – прекраснейшее время года,...

Остров джерба - жемчужина северной африки

Остров джерба - жемчужина северной африки

Одно из самых главных достопримечательностей острова Джерба в Тунисе - это остров Розовых фламинго. Эти птицы гнездятся колониями на мелководных...

feed-image RSS