Главная - Как отдохнуть
Об островах Эстонии. Куда съездить, что посмотреть. Обзорная прибалтийская петля - эстония (остров сааремаа) Туристический информационный центр Сааремаа

Остров Сааремаа или самая эстонская Эстония
Краткая информация о Сааремаа

Сааремаа - самый большой остров Эстонии. Самый крупный населенный пункт на острове - город Куресааре, который считается курортным. Этому способствует близость к морю, мягкий климат, наличие лечебных грязей и благоприятная экологическая обстановка. Видимо поэтому Куресааре буквально напичкан не просто гостинницами, а спа-отелями и санаториями, которые предлагают своим гостям возможность отдохнуть и при желании поправить своё здоровье после трудовых будней.
Любителям активного отдыха летом на Сааремаа есть чем заняться. Выбор довольно обширный: рыбная ловля, ловля раков, катание на лошадях, морские прогулки на катерах и яхтах, катание на квадроциклах, просто пешие прогулки по заповедникам.
Особенно будет интересно посещение острова Сааремаа любителям всяческой старины. На острове в большом количестве сохранились вертяные мельницы (ныне, конечно, не действующие), старинные церкви, имеется один большой и несколько малых метеоритных кратеров, средневековые замки. В самом Куресааре сохранилось несколько улиц с исторической застройкой.

Как добраться до Сааремаа

Если вы едете на Сааремаа от турфирмы, то она должна взять этот вопрос на себя, я расскажу как добраться туда своим ходом, подразумевая о том, что вы направляетесь туда из России.
Прямые автобусы Нарва-Куресааре не ходят, поэтому надо доехать до Таллина, а там пересесть на автобус Таллин - Куресааре. В принципе такой маршрут труда не составит, потому что автобусы Нарва - Таллин и Таллин - Куресааре ходят часто (примерно раз в час), пересадка на автовокзале Таллина, так что запутаться трудно.
Если ехать на машине, то проще из Нарвы ехать по Таллинскому шоссе №1 (20), проехать окраины Таллина и свернуть на шоссе №4, затем № 9 и, наконец, № 10. Шоссе № 10 упирается в Куресааре на Сааремаа. Надо отметить, что весь путь от Нарвы до Куресааре у нас занял около 8 часов при средней скорости 85 км/ч без плутаний. Дороги везде хорошие, указатели расставлены часто, соблюдать скоростной режим крайне рекомендуется. Надо отметить, что на подъезде к Таллину ведутся дорожные работы, стоит ограничение скорости 30 км/ч.

Паром на Сааремаа

Теперь надо указать на одну тонкость. Сааремаа - это остров, поэтому шоссе № 10 приведет вас к порту Виртсу, там надо сесть на паром , доплыть до порта Куйватсу и продолжить поездку. Найти причал в Виртсу не составляет труда: не сворачивайте с главной дороги, она приведет Вас к пирсу. Для поездки на пароме можно купить билет на месте, а можно заранее купить электронный билет (e-ticket). Паром на Сааремаа ходит примерно раз в час, время в пути (включая погрузку и разгрузку около 40 минут). Паромная переправа работает с 6 утра до 23 вечера. У электронного билета есть одно преимущество - вы грузитесь (и выгружаетесь) с парома вне основной очереди, хотя вся погрузка происходит очень быстро: загорается зеленый сигнал светофора и машины въезжают на паром, вставая по указаниям матросов. Стоимость билета от 10 до 12 евро в один конец (это за машину и двух человек). На пароме есть туалет, столовая с горячими первыми и вторыми блюдами (дорогая). От порта Куйватсу до Куресааре едем по тому же шоссе № 10 около 50 минут. Тут надо отметить, что порт Куйватсу находится на острове Муху, но остров Муху связан с островом Сааремаа дамбой, так что здесь помощь парома уже не нужна. Путь назад происходит в обратной последовательности. Зимой при сильных морозах от парома можно отказаться, воспользовавшись ледовой дорогой по замерзшему морю. По этой ссылке можно ознакомиться с расписанием паромов на Сааремаа, забронировать билет.

Сааремаа достопримечательности

Замок Куресааре

Наверное, основной достопримечательностью Сааремаа является епископский Куресаарский замок, расположенный в юго-восточной части города, на самом берегу моря. Первое упоминание о замке относится к 1380 году. Замок Куресааре являлся резиденцией Сааре-Ляэнемаского епископа, поэтому его часто называют епископским. Замок отлично сохранился, отреставрирован. Внутри расположена обширная музейная экспозиция, посвященная природе и истории острова Сааремаа с глубокой древности до нашего времени. Вход на замковый остров бесплатный, вход в музей стоит около двух евро. Фотографирование в замке разрешено, так как мы там были в низкий сезон (в феврале) экскурсии там не проводились, и мы были предоставлены самим себе. Для подробного осмотра всей экспозиции понадобится часа три.

Замок Мааси

Замок Мааси расположен совсем недалеко от второго по величине города на Сааремаа - Ориссааре. Замок живописно расположился на холме прямо у берега моря в стороне от главной дороги, поэтому внимательно смотрите на указатели, благо они там присутствуют. В свое время замок Мааси был основательно разрушен и сейчас восстанавливается. Видимо эти работы ведутся в летний сезон, потому что в феврале там никого не было. От стен замка мало что осталось, зато под землей есть большие подземелья, куда разрешен вход. Для любителей полазать по древним стенам это идеальный вариант.

Метеоритный кратер Каали

Давным-давно небо над Сааремаа содрогнулось от небывалого грома, пронесшегося от края до края острова, а потом расколосось пополам от исполинского огненного столпа, ударившего в землю. Раскаленный столп прожег древнюю основу острова, разбрасав осколки земной тверди на многие километры вокруг. Все это было около четырех тысяч лет тому назад. Место куда ударился огненый столп, оказавшийся метеоритом, назвали кратером Каали. Сейчас кратер представляет собой воронку диаметром под сто метров, глубиной 20 м, окруженную валом породы. Космический огонь давно сотыл, дно воронки заполнила вода, а склоны вала поросли деревьями и травой. Так что сейчас ничего здесь не напоминает о событиях далекого прошлого. В общем место интересное, если будете на Сааремаа обязательно посмотрите на метеоритный кратер Каали. Добраться до кратера Каали очень просто: на шоссе между Куресааре и Ориссааре стоит указатель.

Ветряные мельницы

От метеоритного кратера Каали можно двигаться на север по дороге № 79 до Karja (Карья) где расположен музей ветряных мельниц. Мельницы отреставрированы и выглядят очень впечатляюще! Собственно вертяная мельница есть и в самом Куресааре, но среди полей ветряки выглядят естественнее.

Panga Pank

Panga Pank он же Пангаский клиф расположен на севере острова. Это береговой уступ высотой 21 м над уровнем моря. Здесь прямо из морских волн встают древние, обглоданные ветром и водой, отвесные утесы, на вершине коротых в стародавние времена находилось языческое святищиле, тут же с утеса в море сбрасывали жертвоприношения (поговаривают, что иногда и человеческие). Сейчас на Сааремаа, конечно, такого не практикуют, святилище заменими на вполне современный маяк и солнечные часы. Виды на море с Panga Pank (Пангаского клифа) открываются просто чудесные, правда терять голову от красоты не стоит - везде стоят предупреждающие таблички о том, что приближаться к кромке обрыва опасно. Для туристов обустроена небольшая парковка, летом можно приобрести горячий чай, кофе. Зимой все закрыто, зато стоит ошеломляющая тишина. Однозначно Panga Pank он же Пангаский клиф рекомендован к посещению.

Карта Сааремаа

.

Сааремаа отели. Саамермаа спа.

Большинство отелей на Сааремаа расположено в городе Куресааре. Из них можно выделить три спа отеля :
- Спа отель Мери (Meri Spa Hotel 3*)
- Спа отель Рюютли (Ruutli Spa Hotel 4*)
- Спа отель Сааремаа Вальс (Saaremaa Valss Spa Hotel 2*)
Как видно из названия, эти отели кроме собственно услуг размещения, предлагают целый набор спа процедур. Так как автор 10 дней прожил в отеле Рюютли, то можно перечислить набор его услуг:
- аква центр (джакузи, басейн, гидромассаж, сауна);
- инфракрасная сауна;
- соляная пещера;
- различные виды массажей (классический, ароматический, лечебный);
- перламутровое обертывание.
Все три отеля расположены рядом друг с другом в непосредственной близости от Куресаарского замка, возможно получить номера с видом на замок и залив. Кроме указанных отелей в Куресааре расположен еще добрый десяток отелей, с которыми можно ознакомиться на

В августе 41-го. Путешествие на остров Сааремаа

Остров Сааремаа в современной России известен не многим. А между тем исторически он сыграл для нашей страны очень важную роль в обеих мировых войнах XX века. Роль, увы, необоснованно забытую в летописях и исторических учебниках великой державы… В канун 76-летия первых бомбардировок Берлина мы отправились за рулем нового Skoda Kodiaq на Сааремаа, чтобы найти то самое место, откуда в августе 41-го советские летчики провели самую дерзкую и отчаянную операцию первого года великой войны

текст: Владимир Маккавеев / фото: автора и Skoda / 04.08.2017

Как добраться до острова Сааремаа

Чтобы на машине добраться из России до острова Сааремаа (или о. Эзель, как его именовали прежде), нужно преодолеть российско-эстонскую границу и пересечь практически всю прибалтийскую страну. Именно граница в большинстве случаев служит определяющим фактором при планировании маршрута в Эстонию. Переходов не так много, однако подъезды к ним заставляют задуматься... Если ехать из СанктПетербурга, то кратчайший путь лежит через Ивангород и Нарву и далее - вдоль балтийского побережья на Таллин. Однако нарвский переход сегодня сильно загружен, здесь можно простоять много часов, поэтому некоторые питерцы предпочитают делать крюк и въезжать в Эстонию через один из свободных в будние дни псковских КПП. При старте из Москвы псковский вариант тем более оптимален, но тут возникает другой вопрос: как лучше добраться до Пскова - по «ленинградке» или «новой Риге». Прежде этот вопрос не стоял: скоростное Новорижское шоссе однозначно делало южный маршрут быстрее северного. Однако в этом году глобальная перекладка дорог в окрестностях Великих Лук, бесконечные ремонты вдоль границы с Латвией и новые скоростные участки платной трассы М11 практически уравняли по времени и трудозатратам два этих маршрута.

От псковского КПП «Шумил кино» до Виртсу, откуда отправляется паром на острова Моонзундского архипелага, остается проехать всего 300 км, но с учетом провинциальных эстонских дорог и ограничений скорости этот путь растянется минимум на четыре часа, а то и больше, поскольку в нескольких километрах от Виртсу вас ждет еще один масштабный дорожный ремонт с реверсивным движением. Этой вынужденной остановкой можно воспользоваться, чтобы купить с телефона или планшета электронный билет на паром до Куйвасту. Операция нехитрая, однако позволит существенно сэкономить время на стоянии в очередях в кассу и на погрузку. Счастливые владельцы электронных билетов проезжают без очереди и по отдельным полосам. Распечатывать билет не нужно, система сама считывает номер автомобиля. В случае же опоздания электронный билет автоматически пролонгируется на следующий паром, которые ходят с интервалами в среднем от 40 минут до часа.

Паромная переправа на остров Муху занимает около 25 минут. За это время можно сытно перекусить в весьма приличном кафе на средней палубе или полюбоваться видами Моонзундского пролива - того самого, где осенью 1917 года принял свой последний бой Русский императорский флот.

МООНЗУНД

яния России и Германии в Первой мировой войне были ожесточенные бои на Балтике. К чести пережившего позор Цусимы русского флота, с 1914 по 1917 г. кайзеровским линкорам так и не удалось полностью утвердиться на Балтике. Это стало возможным благодаря мудрым действиям командующего Балтфлотом вицеадмирала фон Эссена и батареям мыса Церель на острове Эзель. Драматические события, которые разворачивались в этих местах, позднее были описаны в романе Валентина Пикуля «Моонзунд» и экранизированы в одноименном советском фильме с Олегом Меньшиковым, Евгением Евстигнеевым, Николаем Караченцовым и Валерием Гостюхиным в главных ролях. Полуостров Сворбе с мысом Церель, глубоко выдающимся в Ирбенский пролив, стал ключевой русской позицией в обороне Рижского залива. Здесь среди заросших травой песчаных дюн и сегодня стоят бетонные основания орудий знаменитой 43-й батареи, которой командовал старший лейтенант Бартенев, ставший прообразом пикулевского старлея Артеньева.

Своей кульминации бои за архипелаг достигли в октябре 1917-го.

Развязка наступила 16 октября в проливе Моонзунд: немцы прорвались в вожделенный Рижский залив, но, несмотря на поражение, второй Цусимой Моонзундское сражение для России не стало, скорее наоборот.

По итогам операции немецкий флот занял Рижский залив и Моонзундский архипелаг, но это стоило ему девяти потопленных кораблей и фактической утраты боевых возможностей на целый год, в то время как российский флот потерял лишь два корабля. Одним из них, правда, оказался эскадренный броненосец «Слава», затопленный в фарватере Моонзунда, всего в полутора километрах южнее маршрута парома, который везет наш Kodiaq на остров Муху.

Броненосец «Слава» был затоплен в Моонзунде всего в 1,5 км от того места, где проходит паром. В 1930-х гг. эстонцы разобрали «Славу» на металлолом

Муху, третий по величине из островов Моонзундского архипелага, на машине пересекается минут за 15–20. Но если есть желание полюбопытствовать и окунуться в быт и историю острова, можно по дороге заглянуть в музей под открытым небом - старинную эстонскую деревню Когува.

Погрузка и разгрузка парома занимает считанные минуты

2,5-километровая дамба соединяет Муху с Сааремаа - самым крупным островом Моонзунда. На то, чтобы объехать и осмотреть лишь основные достопримечательности Эзеля - метеоритный кратер Каали, старинный мельничный комплекс Англа, высокие скалы полуострова Панга и, конечно же, русские батареи на мысе Церель - потребуется по меньшей мере несколько дней. Не говоря уже о самой столице острова - словно сошедшем со страниц американских романов XIX века удивительно милом городке Курессааре с его средневековым замком, в донжоне которого размещается музей советской оккупации. Но нас сегодня больше интересуют не туристические достопримечательности Сааремаа, а забытый всеми полевой аэродром в 10 км к северо-западу от Курессааре…

«МОЕ МЕСТО - БЕРЛИН...»

После падения батарей Цереля русские, вернее, теперь уже советские войска вернулись на Сааремаа лишь незадолго до начала Второй мировой войны, накануне присоединения Эстонии к СССР. На Цереле начали возведение новых батарей, а на окраине деревушки Когула был построен полевой аэродром «Кагул» (как именовали его в советских военных документах), которому в конце лета 1941-го суждено было вписать одну из самых славных страниц в безрадостную историю первого года Великой Отечественной войны...

Остров Сааремаа - достопримечательности

Величественный замок Курессааре

Еще в конце огненного июля 1941-го нарком ВМФ адмирал Кузнецов неожиданно доложил Сталину о возможности осуществить с острова Эзель бомбардировку Берлина. От Сааремаа (который к тому моменту оказался уже в глубоком тылу вермахта, но все еще не был занят немцами) до столицы Германии по прямой через Балтику было всего 850 км, что теоретически позволяло бомбардировщикам ДБ-3 долететь до Берлина и вернуться назад. На фоне краха Красной армии идея бомбардировки Берлина в августе 41-го выглядела фантастической и привела Сталина в восторг. На Сааремаа срочно перебросили 1-й минно-торпедный авиаполк ВВС Балтфлота полковника Преображенского: спешили, поскольку немцы могли со дня на день вспомнить про опрометчиво забытый ими у себя в тылу остров.

Деревянные домики столицы Сааремаа словно сошли со страниц романов XIX века

Вечером 7 августа 11 ДБ-3, натужно разогнавшись по грунтовой полосе «Кагула», поднялись в балтийское небо и устремились на запад - навтречу закатному солнцу. Часть из них сбились с курса, отбомбившись в итоге по Кенигсбергу и Кольбергу: слишком сложной была навигация в темном как смоль балтийском небе. Но четыре ДБ-3 группы полковника Преображенского (ведомые: капитаны Гречишников, Плоткин и лейтенант Дашковский) к 1:30 ночи вышли к предместьям Берлина и с высоты 5500 метров обрушили на беззаботно освещенную столицу вермахта первое в истории Отечественной войны оружие возмездия. «Мое место Берлин! Задание выполнил. Возвращаюсь!» - через несколько минут передал на базу стрелок-радист Преображенского Владимир Кротенко. Все 11 самолетов действительно благополучно вернулись. А утром ошарашенные немцы объявили по радио, что «до 150 британских самолетов пытались ночью бомбить Берлин». Но это было только начало... За месяц, с 7 августа по 5 сентября 1941-го, пока части вермахта рвались к Москве, летчики КБФ совершили с Сааремаа девять налетов на Берлин. Выполнив в общей сложности 88 боевых вылетов, они сбросили на столицу рейха 620 (21 тонну) бомб. Пятерым летчикам полка во главе с Преображенским и пятерым пилотам дальней авиации Ленинградского фронта было присвоено звание Героя Советского Союза...

Церковь, где в августе 41-го размещался КП Преображенского

Так почему же героическая эпопея бомбардировок Берлина с острова Эзель в августе-сентябре 1941-го оказалась столь несправедливо забытой советскими историками? Официального ответа на этот вопрос нет до сих пор. Но, думается, ключевую роль в этом сыграли два трагических факта. Первый из них полностью на совести «отца народов»: почувствовав вкус первой победы, Сталин стал требовать, чтобы бомбардировщики вылетали на Берлин, имея под фюзеляжем вместо 750 кг минимум по тонне бомб. ДБ-3 с изношенными моторами, да еще и с грунтовых полос «Кагула» и соседнего аэродрома «Астэ» поднять такой вес были не в состоянии. Но Сталин, как известно, лучше всех разбиравшийся в авиации, отправил на Сааремаа главного испытателя ВВС Владимира Коккинаки с категорическим приказом «заставить моряков взлетать с тонной под брюхом». Результат: два разбитых при попытке взлета самолета и сгоревший экипаж - таких потерь за один день полк Преображенского не нес даже в небе над Берлином. Неудивительно, что о героической эпопее Сааремаа после войны в СССР предпочитали не вспоминать. Тем более что часть летного и технического состава аэродрома не смогли даже вывезти с острова: к середине сентября на Эзеле не осталось ни самолетов, ни топлива. Судьба оставшихся на Сааремаа неизвестна до сих пор. 4 октября 1941 г. с Эзеля пришла последняя радиограмма: «Радиовахту закрываю, иду в бой, последний бой... Прощайте, прощайте». В 16:10 связь с героическим гарнизоном острова прекратилась навсегда.

Полковник Преображенский и его штурман капитан Хохлов

Флагманский штурман полка капитан Хохлов в своем ДБ-3

ЭПИЛОГ

Вопреки ожиданиям, найти тот самый полевой аэродром «Кагул» оказалось не так уж сложно. Помогла сохранившаяся на кромке леса бетонированная послевоенная взлетная полоса советской реактивной авиации. Но от самого полевого аэродрома 1941 года, ВПП которого располагалась на этом же поле чуть левее, конечно же, ничего не осталось. Разве что стоявшая на краю «взлетки» старая церковь, в которой в августе 1941-го размещался КП Преображенского. Именно тогда с храма сняли купол, чтобы бомбардировщики на задевали его при взлете и посадке. До развала СССР в память о героических событиях 1941-го на этом поле хотя бы стояла памятная бетонная плита. Но после обретения независимости эстонцы сломали ее и оттащили куда-то в лес. Местные жители признавались, что натыкались на нее пару раз, но так и не смогли вспомнить, где именно... Единственный памятник героическим летчикам, летавшим с Сааремаа бомбить Берлин в августе 41-го, нам удалось отыскать на кладбище Когула, где в братской могиле захоронены несколько экипажей, разбившихся при взлетах и посадках. В числе прочих на сером камне зачится и фамилия лейтенанта Николая Дашковского - командира одного четырех экипажей, сбросивших в ночь на 8 августа 1941-го первые бомбы на Берлин. Возвращаясь из очередного полета, его ДБ-3 совсем чуть-чуть недотянул до полосы «Кагула»: кончилось топливо...

Калькулятор путешествия

Транспорт и проживание
Виза, евро 60
Стоимость отеля (2-меcтный номер), евро от 50
Средний счет в ресторане, евро 30
Дорога
Общее время в пути, ч 18:16
Протяженность маршрута, км 1159
Средний расход топлива, л/100 км 11,8
Стоимость топлива, руб./евро 40/1,1
Стоимость парома, евро от 8,4 + 3 евро с человека
Макс. разрешенная скорость, км/ч 130/110
Макс. допустимый уровень алкоголя, промилле до 0,35/0,2

Часть 7 -

Погуляв два дня по старинному Таллину, мы вновь собрались в дорогу. Но прежде, чем мы покинем этот гостеприимный город, нужно разобраться, что за инопланетянин изображен на , сохранившемся в руинах Доминиканского монастыря? В ходе обсуждения форумчане предложили замечательные версии: это черт, это Шрек или это современная подделка под старину. =)
Честно скажу, без подсказки я и сам бы не догадался. Но голландский скульптор Пассер изобразил на барельефе «дурака» или шута, видимо, в шутовском колпаке. Вот как легко было инопланетянам маскироваться под землян в средние века! Колпак это, колпак, а никакие не антенны! Да и какой спрос с «дурака»… =)

Ну а нас ждут острова Эстонии!


В нашем путешествии мы старались найти баланс между архитектурой и природой. После многочисленных музеев и башен Таллина хотелось побыть дикарями подальше от больших городов. Мы планировали посетить даже два отдельных острова: большой и популярный Saaremaa и более дикий, пустынный Hiiumaa . Можно было бы доехать до г. Haapsalu, сесть в Rohuküla на 1.5 часовой паром до острова Hiiumaa, погулять по вытянутому в сторону соседних островов полуострову Kassari, покупаться на пустынных пляжах, посмотреть на маяк Kõpu, самый старый в Прибалтике и один из трех старейших действующих маяков в мире. Вечером на пароме из Sõru за час перебраться на о. Сааремаа, добраться до места ночлега, а следующий день посвятить уже достопримечательностям г. Курессааре. Ну, и получасовым паромом вернуться на «большую землю».


Альтернативный маршрут с посещением островов Хийумаа и Сааремаа

Я колебался до самого отъезда из Таллина. Основным возражением против этого плана была погода: синоптики обещали на островах проливной дождь. Это бы ладно, но два крупнейших эстонских острова легко достижимы с материка, а вот между собой, даже летом, соединены всего тремя рейсами парома в день. Переправившись на Хийумаа 11-часовым паромом, мы были бы вынуждены ждать парома на Сааремаа до 18:15. Весь остров можно объехать по кругу за два часа, и что там делать столько времени в дождливую погоду - было не очень понятно. К тому же, наши дети еще никогда не были на пароме. Сразу два парома за день, общей длительностью около трех часов, показались нам некоторым риском. В итоге, мы решили обойтись одним Сааремаа.

Для тех, кто тоже решит посетить острова, будет полезным расписание и стоимость всех паромов между этими островами и остальной Эстонией. Обратите внимание: цены на билеты заметно подскакивают «туда» в пятницу вечером и «обратно» в воскресенье вечером. Словом, съездить «на выходные» обойдется дороже. На этом же сайте можно приобрести электронные билеты на паром. Они особенно имеют смысл в выходные дни: с электронными билетами отдельная, приоритетная очередь. Мы, в рабочий день, особой разницы не заметили: спокойно попали на паром, даже когда приехали за 5 минут до его отправления.

Подробнее об острове Хийумаа можно узнать по следующим ссылкам:
Официальный сайт

Несколько полезных статей для англо-читающих
Об острове Сааремаа туристической информации в интернете полно, любой поисковик выдаст.

19.07.2012 Таллинн - остров Сааремаа
Пробег до кемпинга 215 км, чистое время в пути 3 часа, средняя скорость 70 км/час
Утром выехали из нашего гостевого дома под Таллином в 9:00 по местному. Не сразу одолели пригороды, с ремонтами дорог и пробками. Но потом помчались уже без задержек. За 1 час 40 мин одолели 125 км до Virtsu. Тем, у кого есть лишнее время в этом городке, можно порекомендовать неплохой частный автомобильный музей - Vanasoidukite Virtsu Talumuuseum. Но мы рвемся на паром. Билет на машину и нас пятерых обошелся в 14.2 евро, оплатили картой. Паром, подходя, «разевает пасть», в которую чинно въезжают машины. Потом, с другой стороны выезжают. До острова всего полчаса ходу. Можно посидеть в салоне, но мы-то в первый раз на пароме! Дети его весь облазили, проинспектировали спасательные средства, и даже нашли еще один паром среди облаков. В общем, им на пароме очень понравилось, зря мы опасались.

Загружаемся на паром на Сааремаа


Машина на палубе


Встречный паром уходит к «большой земле»


По мнению наших детей, еще один, «облачный», паром

К 12:00 местного времени мы уже были на острове Muhu. Здесь можно посетить ферму страусов и кенгуру , но мы оставили ее на обратный путь, если будут силы и время (ни того, ни другого на обратном пути не нашлось). Пообедав и заправив машину (не успели это сделать до парома), мы проехали 3 км по дамбе и оказались на о. Сааремаа. Тут можно посмотреть несколько древнейших церквей по дороге, но мы опасались дождя, не хотели ставить палатки в сырости и сразу отправились к месту ночлега. Тучи было видно еще с парома. Через некоторое время мы под них въехали. Почти тропический ливень, видимость нулевая. И вдруг, так же неожиданно, мы выскакиваем из-под потоков воды, и с неба уже светит солнышко. Граница дождя настолько четкая, что встречная полоса совершенно сухая, а наша - мокрая еще метров 50, пока колеса впереди идущих машин высыхали. Никогда такого не видел.

Все же хоть одну достопримечательность надо было посмотреть по дороге. Мы заехали к метеоритным кратерам Kaali . Их несколько - метеорит при падении раскололся, но большинство кратеров - маленькие, интерес представляют только для ученых. А вот один стал идеально круглым озером - обычно, именно на него все и ходят посмотреть. Не скажу, чтобы озеро было так уж живописно - зеленое, стоячее, метров 100 в диаметре и 6 в глубину. Но находится это озерцо в глубокой воронке, оставленной ударившим в землю несколько тысяч лет назад железным метеоритом. И посмотреть на него, потратив полчасика на прогулку вокруг, было интересно. К тому же, чтобы проехать в Каали, пришлось свернуть с основной трассы на сначала грунтовую, а потом асфальтированную второстепенную дорожку. В результате, мы оказались среди такого буйного цветения всякой полевой растительности, которое впечатлило даже совершенно равнодушного к флоре автора отчета.


Вдоль проселочных дорог Сааремаа


Метеоритный кратер озера Каали

К 15:00, проехав 90 км по островам, мы были на месте нашего ночлега. По совету друзей, для нашей единственной палаточной ночевки в этом путешествии мы выбрали кемпинг Mandjala . Он недалеко от главной достопримечательности острова - епископского замка в г. Курессааре. Хороший пляж. Есть домики и места для кемперов, а для палаток предназначены уютные поляны между соснами. Такая уединенность (или хотя бы ее видимость) была очень приятна: когда мои родители пробовали остановиться в популярном финском кемпинге, их так смутила идея ставить палаточку между огромными кемперами, что они предпочли домик снять за большие деньги.
Место для палатки бесплатно, за ночлег платишь 3 евро с человека. Принимают банковские карточки. Машину можно бесплатно оставить на парковке у административного здания, но оттуда до палаточных мест минут 15 пешком. Можно подъехать прямо к поляне и оставить машину возле палатки (что мы и сделали), но за каждый въезд машины на территорию кемпинга надо платить 2 евро . Это все ладно. Единственное, что нас по-настоящему расстроило, это что на территории нет кухни. Вообще никакой возможности готовить, кроме нескольких грилей. До этого нам казалось, что кемпинг без кухни - немыслим. Не все же с собой плитки возят! Возле административного здания есть кафе, но ассортимент и цены нам не понравились. Попробовал там какой-то «национальный эстонский десерт». Пытался узнать состав, но девушка смогла объяснить только, что он национальный. Гадость - редкостная. Да и ходить туда-сюда было лень. Так что мы питались остатками дорожных припасов, а в кафе лишь термос заливали кипятком (бесплатно).


Ставим палатки в кемпинге Мандьяла

Пока мы ставили палатки, дети рванули на пляж.


Пляж у кемпинга Mandjala

Место оказалось довольно загадочным. В ручье они голыми руками поймали камбалу. Это ведь вроде бы морская рыба и на нерест не ходит?! Ну, может быть, она была обалдевшая от пресной воды - поэтому и позволила себя поймать. Зато в море плавали лебеди!


Морские лебеди и пресноводные камбалы! Это нормально или там, на Сааремаа, все не как у людей?! :) Поделитесь наблюдениями!

К 18:30 я понял, что зуд путешественника не позволит мне бездельничать до вечера. Что мы, собственно, посмотрели за сегодня? А завтра уже уезжать с острова… Старший экипаж вместе с нашей дочкой решили остаться в кемпинге, но мальчишек мы прихватили с собой. Надо было их укатать, чтобы спали получше. Первым делом мы отправились в место под названием Undva Pank . К самому берегу приходится ехать по заросшей можжевельником проселочной дорожке, на которой нам повстречались журавли. В отличие от аистов, мы их больше нигде в Прибалтике не видели.


По совсем уже непроезжей дорожке вышли к довольно необычному каменистому пляжу, не галечному, а из расщепленных обломков доломита причудливой формы. В отзывах мы читали, что там множество камней в форме сердца. Ну… не то, чтобы они там на каждом шагу, но парочку более-менее похожих пацаны нашли. Ребята потом хотели подарить трофеи сестренке, но та отказалась от «каменного сердца». :)



Дальше нам следовало бы вернуться тем же путем на шоссейную дорогу и продолжить движение к следующей остановке. Но наш навигатор, впечатленный тем, как близко мы подъехали к берегу, решил, что нам море по колено и любое бездорожье - нипочем. Он повел нас кратчайшей дорогой прямо вдоль берега. Сначала, она казалась вполне нормальной. Потом мы то и дело вспахивали ее защитой картера, пытаясь увернуться от очередного ухаба, кочки или дерева. Прямо под боком маячил обрывистый берег, добавляя живописности, но изрядно пугая детей.

Наконец, выбрались на нормальную дорогу. К счастью, следующая остановка возле асфальтированного шоссе. В 7 км к северу от Mustjala, на полуострове Ninase находятся вот такие забавные «мельницы»:


Кич, конечно, но почему бы и нет...

Последний бросок к мысу . Это, пожалуй, наиболее известная часть береговой линии острова Сааремаа. Дело в том, что остров почти на всем своем протяжении совершенно плоский, что хорошо для купания, но не для любителей видов. Поэтому единственный по-настоящему обрывистый берег, высотой аж 20 метров, обречен привлекать романтиков. Считается, что особенно эффектно с него смотрятся закаты. Но летом заката ждать придется долго, а вид и так вполне живописный:


Обрывистый берег Панга Панк

Время уже 21:00 местного, пора и палатку опробовать. Через полчаса, накатав за эту вечернюю прогулку по острову 170 км, мы возвращаемся в кемпинг. В бортовом журнале на этом месте значится хорошо заметное «СПАТЬ!».

20.07.2012 остров Сааремаа - Валка (Латвия)
Пробег до границы Латвии 325 км, чистое время в пути 5 часов, средняя скорость 65 км/час


Маршрут о. Сааремаа - Валка (граница Латвии)

После активного отдыха накануне, хотелось поспать подольше (насколько это возможно в палатке с детьми). Потом мы воспользовались местной душевой - надо было идти в административный корпус и покупать жетоны по 1 евро за человека (10 минут на то, чтобы принять душ). Потом сложить палатки. В общем, выехали мы оттуда в 11:30 по местному времени. Ехать до Курессааре минут 10. Припарковались неподалеку от замка и отправились гулять.

Замок Курессааре - главная достопримечательность города, да и всего острова, пожалуй. Островом правили крестоносцы, так что замок, вполне логично, стал резиденцией епископа, а не светского правителя. Строился он в XIV-XV веках сразу из обильных здесь доломитовых пород камня, с 1836 года утратил военное значение, благодаря чему и уцелел в последующих разрушительных войнах. В итоге, замок считается лучше всего сохранившимся во всей Прибалтике. Замок расположен на небольшом островке (несколько бастионов вынесены на островки еще поменьше). За каменными стенами, которые его окружают, летом постоянно устраивают всевозможные концертные программы, а нашим детям удалось пострелять из арбалетов и луков, посмотреть на работу «настоящего кузнеца» и просто побегать. Внутрь собственно замка мы не пошли. Дорого, да и времени пожалели. Хотя, говорят, там есть на что посмотреть.


Замок Курессааре- на переднем плане не сам замок, а лишь внешние укрепления


Один из мостов к замку Курессааре


Храбрая сердцем...

Сам город тоже очень симпатичный. Погуляли немного по главной улице в поисках обеда - насладились видами старинных домов, церкви и вот такими забавными вариациями на рыцарскую тему:

Настоящий рыцарь - не сваливает заботу о детях на одну лишь маму! =)

Вкусно и сытно поели в первом попавшемся кафе, и в 14:15 выехали из столицы острова. Впереди ждал паром на материк и путь до границы с Латвией. Однако нельзя побывать на эстонских островах и не увидеть ни одной настоящей мельницы. Всего 150 лет назад, на одном лишь Сааремаа их крутилось больше 800. Теперь уцелели считанные. Пять из них свезли на открытое всем ветрам местечко Англа, исстари служившее излюбленным местом для мукомолов. Вокруг разбросана сельскохозяйственная техника, желтеют поля рапса. Все мельницы можно облазить сверху донизу, разобраться в их устройстве, посмотреть на всякую сельскую живность и птичность. Семейный билет на пятерых обошелся в 4 евро - с лихвой окупился удовольствием детворы и взрослых. А какая там вкусная выпечка продается! Нигде такой не пробовал. Есть еще трехэтажный музей в административном здании, но его мы проигнорировали.






Так… пацанов двое, девочка одна, один из котов… вроде, все наши в сборе!

В 15:30 мы покинули Англу и помчались на паром. За 40 минут проехали 55 км, приехали за 5 минут до прибытия судна, но успели погрузиться без проблем. К 17:00 мы были на материке и могли двигаться к месту нашего ночлега - пограничному городку Valga/Valka. Это оказался самый трудный участок пути за все путешествие. От поворота на Пярну начался изнурительный ремонт дороги. Асфальт снят почти на всем протяжении. У нас по такой ровной грунтовке гоняли бы под 100, не задумываясь. Но осторожные эстонские дорожники поставили почти на всем протяжении ограничение 50, а в ряде мест - 30. Не менее осторожные эстонские водители едут ровно с положенной скоростью, не превышая ни на километр. Надо сказать, эстонцы считают себя ближе по культуре и национальному характеру к финнам, чем к остальным прибалтам. Но в Финляндии местные гоняют будь здоров, несмотря на постоянно срабатывающие камеры. Может, конечно, более высокие заработки делают финнов беспечнее - штрафы не так пугают. А мы тем временем тошнимся почти 60 км с черепашьей скоростью.

Подъехав к Пярну мы вздохнули с облегчением. Но рано. Теперь забастовал навигатор. Джипи-говорун (так его прозвали дети как «отличающегося умом и сообразительностью», а также изрядной занудностью) упорно пытался отправить нас на объездную дорогу, которую то ли еще не построили, то ли полностью перестраивали. Во всяком случае, съезд на нее был перегорожен бетонными балками, знак поворота зачеркнут для большей наглядности, но наш навигатор упорно требовал, чтобы мы вернулись назад и попробовали еще разок. Покрутившись с полчаса (а заодно заправив Спарк и желудки голодных детей), мы рванули в центр города. Там навигатор, вздохнув, согласился вести нас более простыми путями.

После Пярну мы мчимся уже без задержек, остановившись, только чтобы купить пирог семье, в гостях у которой будем ночевать. К 21:00 местного времени подъезжаем к г. Валга. Этот городок долго служил предметом раздоров и столкновений между Эстонией и Латвией. В конце концов, он был поделен между ними, только в Латвии он называется Валка. Во времена предвоенной независимости и некоторое время, после развала СССР, это приводило ко всевозможным казусам. Туристы порой обнаруживали, что, гуляя по городу, незаконно пересекли границу, когда в магазине у них вдруг отказывались принимать «иностранную валюту». Валюты здесь по-прежнему разные, но зато граница теперь в Шенгене чисто символическая, нарушать ее не страшно.


Граница Эстонии и Латвии: город Валга / Валка

На латвийской стороне мы заехали на заправку и, наконец, залили полный бак. На островах заправки были автоматические, и нам удавалось взять бензина только на фиксированную сумму. Итого по Эстонии мы накатали 970 км, средний расход топлива - все те же 7.5 литров на сотню.

Наш ночлег располагался в деревне, название которой навигатору не было известно. Но созвонившись с хозяевами, удалось узнать направление, а, выехав из городка на нужное шоссе, по подсказкам и карте сориентировались. К 21:30 мы были на месте. А там нас уже ждали вкусные домашние пироги (так что привезенный с собой стал казаться крайне неуместным), дружеская беседа и уютный ночлег. Хорошее начало для следующего этапа путешествия, на котором нам предстояло

В советское время попасть на остров Сааремаа можно было лишь по спецпропускам выдаваемых погранслужбой. Сейчас же, спустя 30 лет, он открыт для всех желающих. От Таллинна до Курессааре, главного и единственного города острова Сааремаа 221 километр. Преодолеть их можно четырьмя способами.

Автобус.

Автовокзал города Таллинна капитально отремонтирован в 2012 году.

Самый востребованный способ добраться до острова.
Автобусное сообщение между Таллинном и островами налажено отлично и Сааремаа, конечно же, не исключение. Автобусы с Центрального вокзала Таллинна отправляются на остров практически каждый час.
Вокзал находится по адресу Ластекоду 46 (Lastekodu 46). Добраться до него очень просто, так как рядом с ним проходит большое количество общественного транспорта. На улице Юхкентали (Juhkentali, 48)останавливаются автобусы No 17, 23, 47, 54. На Тартуском шоссе(Tartu maantee 58) остановка трамваев No 2и 4, а также автобусов No 2, 15, 39.
С аэропорта до автовокзала идет автобус No 2. С железнодорожного вокзала нужно ехать на трамвае No 2.Со Старого города до него даже можно дойти пешком. От Вируских ворот идти минут 15-20. Подробнее маршруты можно посмотреть здесь. https://routes.one/ru
Вокзал работает с пяти утра до часу ночи. Билеты начинают продаваться с 7-00 и до 20-00.
В зависимости от дня недели количество рейсов на Сааремаа меняется. Самый «богатый» на маршруты день-пятница. Автобус отправляется в Курессааре 14 раз.
Время в пути около четырех часов. Время зависит от перевозчика и количества остановок в пути. Первый автобус отходит в 7.55. Последний в 22.15 и прибывает на автовокзал острова в 2.10.

У Lux Express только современные автобусы.

Перевозчиков несколько, поэтому цена и уровень комфорта в автобусах отличаются. Цена колеблется в пределах 12-16 евро. На детей до 16 лет и людей после 60 лет существует 40% скидка. Купить билет, и узнать подробную информацию о рейсах можно на этом сайте . Сайт поддерживает русский язык.
Несколько рейсов совершают автобусы компании Lux Express у которой часто происходят распродажи и билет вообще можно купить за 5-6 евро. Поэтому билеты на эти автобусы лучше покупать непосредственно на сайте компании. У них действует система, чем раньше покупаешь билет, тем меньше цена. Можно еще немного сэкономить, если планировать путешествие заранее.

Автобус идет до пристани в поселке Виртсу, там заезжает на паром (про паром отдельно), переплывает пролив и преспокойно едет себе дальше. Вы можете остаться сидеть в автобусе, а можете прогуляться по парому. Из Курессааре до Таллинна первый автобус отходит рано утром в 4.55, а последний в 17.55.
Также на остров можно добраться и из Тарту (время в пути около шести часов, два рейса в день) и Пярны (время в пути три часа, четыре рейса). Информацию можно посмотреть на том же сайте что и про автобусы из Таллинна.

Автомобиль.

Самый удобный способ попасть на остров.
А если планируете остаться на острове на несколько дней и познакомиться с ним поближе, то этот способ и единственно верный. Многие достопримечательности находятся в сельской местности, и добраться до них без автомобиля проблематично. Автомобиль можно взять на прокат или на острове, или в Таллинне. Цена проката на 2 дня 50-70 евро. Можно оформить доставку автомобиля до вашего отеля.

Если едете на автомобиле, то откуда бы вы не ехали, все равно приедете в порт в поселке Виртсу. Свой маршрут можно посмотреть и скачать в Google Maps или Яндекс картах. Расстояние от Таллинна до Виртсу 137 километров. Далее на пароме переправляетесь до порта в поселке Куйвасту. Это еще не Сааремаа, а остров Муху. Он дамбой соединяется с островом. Длина дамбы три с половиной километра. На ней есть специальные места для остановок автомобилей, чтобы полюбоваться окрестностями.

Паром»Тылль» заканчивает погрузку.

Паромную переправу между Большой землей и островами осуществляет компания Tuule laevad.
Паромы начинают ходить с 5-35 утра и до позднего вечера. Последний отходит в 22.15 Интервал движения летом примерно через 35 минут, зимой намного реже. Стоимость провоза легкового автомобиля 8.4 евро. Взрослый пассажир 3 евро, ребенок 1.5 евро. В пятницу после 13-00 цена проезда с материка на остров возрастает на 50 %, а в воскресенье после 13-00 цена увеличивается на проезд с острова на большую землю.
Время парома в пути 30 минут, а вся поездка с заездом-выездом минут 50. В хорошую погоду можно выходить на верхнюю палубу, где есть кресла для сидения. На паромах есть бесплатные туалеты и кафе-закусочная.
Перевозки осуществляют четыре новых парома построенных в 2017 г. Паромы названы в честь мифологических существ когда-то проживающих на островах. «Тылль», «Лейгер», «Пирет», «Тийна». Одновременно любой из них перевозит 700 пассажиров и 150 автомобилей, так что обычно места хватает всем. На паромах четыре палубы Две под стоянки автомобилей и две для пассажиров. Одна закрытая, для зимы и плохой погоды и открытая, летняя.

«Живая» очередь желающих уехать на материк.

Билеты продаются как непосредственно на причале в специальных терминалах или у кассира-оператора, так и онлайн заранее. В предварительной покупке есть один несомненный плюс, таких пассажиров и автомобили пропускают через специальный проход-проезд, не надо стоять в очереди. Билет можно купить . Сайт на эстонском и английском, но все понятно. Если нет билетов в интернете (что бывает на праздники), то ничего страшного. Часть билетов оставляют для живой очереди.

Если у вас электронный билет, и вы приехали раньше, то при наличии места на пароме можете уехать на нем. Если опоздали на свой рейс, то ваш билет действителен еще 48 часов, но только уже в порядке живой очереди.
Билет лучше распечатать и взять с собой. При покупке билета нужно правильно указывать госномера машины и русские буквы номера вводить латиницей.

Самолет.

Jetstream-3200 на взлетной полосе в аэропорту Курессааре.

Самый быстрый способ.
Как не странно между Таллинном и Курессааре существует воздушное сообщение. Рейсы совершает авиакомпания Transaviabaltika и будет этим заниматься, по крайней мере, до 31 мая 2019 года. До этого срока у нее выигран конкурс на проведение полетов на Сааремаа.
Есть уникальная возможность прокатиться на 19-местном самолете Jetstream-3200. По будним дням из Таллинна совершаются два рейса в 08-35 и в 18-35, в субботу в 10-50, в воскресенье в 18-35. Из Курессааре в 9-30 и в 19-30 и в 11-45 в субботу и в воскресенье в 19-30. Время в пути всего 45 минут. Цена вполне приемлемая -26 евро. Впрочем, это все теория. На практике не очень понятно, где купить билет. Онлайн продажи ни на сайтах поисковиков, ни на сайте Таллиннского аэропорта нет. Хотя если есть желание, то можно попробовать улететь в Таллинн из Курессааре. Аэропорт расположен в трех километрах от города, и добраться до него не составит никакого труда. Он открыт с 10 до 19 часов. Более подробную информацию по билетам можно получить по телефонам +372 6058887, +372 55603687 или на этом сайте .

Покупка экскурсионного тура.

Самый беззаботный и простой способ посетить остров Сааремаа это купить в Таллинне или даже в Санкт-Петербурге экскурсию на остров. А дальше сесть в автобус, расслабиться и получать удовольствие от дороги и общением с гидом. Цены само собой различаются в каждой компании. Как вариант предлагаем эту экскурсию. Цена может быть и не самая дешевая, зато экскурсия индивидуальная и точно надолго вам запомниться.

Если же решили приехать на остров на несколько дней посмотрите наши статьи про и если путешествуете на автомобиле.

Увы, но в одно из самых красивых мест балтийского региона, остров Сааремаа попасть напрямую из России не получится. Все дело в том, что единственный аэропорт Куресааре, что есть на острове, принимает только рейсы Estonian Air из Таллина. Радует, что рейсы ежедневные, так что если есть желание добраться по воздуху, то все просто. Из Москвы в Таллин (время полета 1 час 40 минут), а потом из Таллина на Сааремаа (40 минут). Но этот путь нравится далеко не всем, не все любят перелеты, да и дороговато. Поэтому предлагаю рассмотреть более бюджетные способы попадания на Сааремаа. Отправляться будем из Таллина, потому как до эстонской столицы добраться не сложно и особо расписывать маршрут нет никакого смысла.

Аэропорт Куресааре

Автобус

Прямые автобусные рейсы Таллин - Куресааре отправляются ежедневно, с частотой примерно 1 автобус в 1 час с центрального автовокзала Таллина, расположенного по адресу Lastekodu, 46. Это фактически самый центр города, так что найти его будет не сложно.

Несмотря на то, что расстояние от Таллина до Куресааре составляет всего 220 километров, время в пути, с учетом паромной переправы составит примерно 5 часов.

Центральный автовокзал Таллина

Автомобиль

Если вы едете на автомобиле, то выезжаете из Таллина на шоссе с романтическим названием №4 (север города), доехать до шоссе №9, а затем доехать до шоссе №10, которое и приведет вас в порт Виртсу, где и надо будет сесть на паром до порта Кувайтсу. Указателей много, дороги хорошие и относительно свободные. Заблудиться практически не реально.

Стоит отметить, что паром идет не до острова Сааремаа, а до острова Муху. Но это не должно никого пугать, так как Муху с Сааремаа соединяет дамба.

Билеты на паром можно купить как на месте, так и заранее через интернет. При этом плюс электронного билета в том, что загружать на паром вас будут в отдельной очереди, что быстрее. Хотя это не так уж и важно, потому как погрузка и выгрузка отработана до мелочей и не занимает много времени.

Паром в Виртсу

Отправляются паромы каждый час, а время в пути вместе с погрузкой и выгрузкой занимает 40-50 минут.

После того, как прибыли в порт Куйватсу выруливаете все на тоже шоссе №10 и едете до Куресааре. Дорога при средней скорости 80-85 километров в час замет не более 40-50-ти минут.



 


Читайте:



Что наша жизнь? Просто путь! Экскурсии по босфору в стамбуле Прогулка на кораблике по босфору турецкая ночь

Что наша жизнь? Просто путь! Экскурсии по босфору в стамбуле Прогулка на кораблике по босфору турецкая ночь

Потрясающая иллюминация двух мостов, соединяющих Европу с Азией, сияние огней набережных и памятников архитектуры - всё это останется в ваших...

Координаты египетских пирамид google

Координаты египетских пирамид google

Комплекс Пирамид Гизы включает в себя единственное оставшееся на сегодняшний день из семи чудес света - Пирамиду Хеопса, и это хорошо известно тем,...

Самые интересные места в пекине

Самые интересные места в пекине

Пекин – это просто столица самой густонаселенной страны в мире. Являясь образовательным и культурным центром страны, Пекин богат историческими...

Лучшее время для поездки

Лучшее время для поездки

07авг2016 Вкусное путешествие по Армении (Сюзанна Саркисян) ІSBN: 978-5-9906627-8-0 Формат: РDF, еBооk (изначально компьютерное) Сюзанна...

feed-image RSS